- Туризм как средство воспитания здорового образа жизни обучающихся учебно-методическое пособие на тему
- Туризм и его оздоровительные воспитательные отношения
- Туризм как форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения. Анализ особенностей самодеятельного туризма. Воспитательный, образовательный и оздоровительный блоки туристско-краеведческой деятельности.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Туризм как средство воспитания здорового образа жизни обучающихся
учебно-методическое пособие на тему
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»
Туризм как средство воспитания здорового образа
жизни обучающихся
Составил: педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «СДЮТЭ «
Таштагол, 2014 г.
ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Современные достижения науки изменили характер труда и учебы и не всегда благотворно действуют на организм самого человека: на первое место выдвигаются его мыслительные, эмоционально-психические функции, на второй план отходят двигательные, физические. Происходит снижение двигательной активности при повышении уровня эмоционального напряжения. Гиподинамия вызывает быструю утомляемость, которую снять сложнее, чем усталость, вызванную физическими усилиями. Лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активный отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Наиболее доступным и полезным видом активного отдыха является спорт. К сожалению, сегодня во многих школах города отсутствуют условия для полного удовлетворения потребностей школьников в занятиях спортом (не везде есть спортивные залы, отсутствует необходимый инвентарь, особенно не хватает специалистов и др.). С подобными трудностями сталкивается и наша «Станция детского юношеского туризма и экскурсии». Современное образование выдвигает задачи повышения качества образования, что подчас связано с увеличением учебной нагрузки и, как следствие, негативным влиянием на здоровье школьников. А как защитить здоровье наших детей? Особое внимание к вопросам формирования здорового образа жизни заставляет педагогов искать новые формы организации внеучебной деятельности. В нашем станции комплексно решать учебно-воспитательные и оздоровительные проблемы образовательного процесса помогает туристско-краеведческая деятельность. В 2000 году в станции впервые прозвучала идея проведения Дня здоровья в лесу на свежем воздухе. Педагоги решили, что его необходимо наполнить туристскими соревнованиями и конкурсами. Со временем мы убедились в том, что туризм помогает в воспитании у обучающихся здорового образа жизни.
В работе нашего станции применяются хорошо знакомые и отработанные на практике методические разработки туристской направленности и, конечно, авторские методики, что помогает грамотно организовать работу с ребятами по трем направлениям.
1. Тренировочный процесс помогает ребятам стать сильнее и выносливее физически. Как показала практика, система работы достаточно проста: одно занятие проходит в зале или на спортивной площадке (общая физическая подготовка), второе – в выходной день прогулка в лес (длительное передвижение, которое способствует формированию выносливости), третье – теоретическое занятие (гигиена питания, эффективный подбор одежды и обуви для активного отдыха, оказание первой медицинской помощи и др.).
2. Участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивного ориентирования. Только соревнования дают ребятам ощутить «вкус победы», а значит испытать радость от занятий. Это способствует развитию мотивации к тренировочному процессу, заставляет ребят работать над собой, над собственным развитием.
3. Организация пешеходных, горных и водных походов. Одно из самых необходимых качеств в современном мире – это выносливость. Высокий ритм современной жизни требует, чтобы человек мог выдерживать длительные нагрузки эмоциональные и физические. Поход воспитывает волю и терпение, готовит человека к трудностям, неудобствам…
Как воспитать закаленного человека, сильного, здорового? Современный подход к оценке здоровья человека складывается из трех составляющих: физиологического здоровья, физического и психологического.
Настоящее здоровье достигается через постепенное привыкание организма к изменениям внешней среды, то есть в закаливании. Туризм прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта скажем, гимнастика, борьба, бокс и т. д. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. По рассказам детей нам известно, что соблюдают режим дня они только в походе. А рациональное питание – необходимая составляющая любого путешествия, ведь и калории необходимо просчитать и вкусовые моменты соблюсти. Что готовим? Завтрак – каша, на обед – горячее первое блюдо обязательно! Разве не здоровое питание!
Статистика трех последних лет показывает снижение количества пропущенных дней по болезни у обучающихся, которые занимаются туризмом. Например, в 5 классе у ученицы N пропущено 27 дней в году, в 6 классе – 15, в 7 – 4.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной ходьбе. Большинство горожан, пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Пройти 15-20 километров, а по обычной проселочной дороге для них непосильная задача. Обладает турист и многими другими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро развести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро отремонтировать одежду и обувь.
Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку не только физическую, но и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа во время туристских мероприятий. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в деловой обстановке учебного процесса. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в класс.
Позитивное отношение к занятию туризмом демонстрирует все возрастающее число членов туристско-краеведческого объединений. Если начиналось развитие туристского движения с одного класса, то на сегодняшний день – это 1 — 11 классы, учащиеся которых вовлечены в регулярные занятия туризмом.
В 2013-2014 уч.г. объединения станции приняли участие в 4 городских и 6 областных соревнованиях по спортивному туризму и краеведенью, 1 профильная смена по спортивному туризму (техника пешеходного туризма, лыжного туризма), 3 городской соревнования по спортивному ориентированию. Сегодня объединения нашей станции абсолютные чемпионы городских соревнований в своих направлениях, неоднократные победители областных соревнований. С 2013 по 2014 гг. совершено 1 пешеходный поход в пещеру «Рябиновая», водный поход II категории сложности по реке Мундыбаш.
Безусловно, такие результаты дают возможность почувствовать гордость за то, что делают ребята, удовлетворение от своего труда.
Туризм и здоровье неотделимы. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых.
Известно выражение: «В здоровом теле — здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа — здоровое тело». Туризм помогает гармонично развивать человеческой личности этих двух здоровых начал. Сила духа может направлять разум человека в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Очень важно сегодня убедить и научить подрастающее поколение использовать свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья.
Источник
Туризм и его оздоровительные воспитательные отношения
Туризм как форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения. Анализ особенностей самодеятельного туризма. Воспитательный, образовательный и оздоровительный блоки туристско-краеведческой деятельности.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.05.2013 |
Размер файла | 470,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru/
ГБОУ СПОВО «Владимирский Политехнический колледж»
По дисциплине: физическая культура
На тему: «Туризм и его оздоровительные воспитательные отношения»
Подготовила Лебедева Елизавета
Проверил преподаватель Авраменко Г.А.
Особенности самодеятельного туризма
В ХХI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым. Здоровье — самая главная ценность человека. Эту истину знали уже древние греки. Отец медицины, Гиппократ одним из первых в истории провозгласил прямую связь физической культуры, образования и здоровья. Он подчеркивал, что тот, кто не закаливает свой организм, обречен на «изнеженность мышц и тупость ума». Сегодня как никогда остро стоит вопрос о «здоровье народа». В корне изменилось и само это понятие. Раньше, когда говорили о здоровье, оно ассоциировалось лишь с медицинской помощью, с охраной здоровья человека. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация» расширили свое значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека. Проблема воспитание здорового поколения объявлена у нас делом государственной важности. Президент нашей Республики Михаил Николаев провозгласил идею:
«Через здоровье общества и каждого из нас — к благополучию и процветанию республики» и подчеркнул, что «здоровье является бесценным национальным богатством и достоянием общества. Укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни становятся важнейшей задачей, решая которую, общество движется вперед к новым рубежам развития». В выполнении этой доктрины неоценима роль физической культуры. Сильнее, здоровее, умнее и совершеннее тот, кто охотно отдает себя во власть движения.
Одним из самых массовых и доступных форм занятия физической культурой является туризм. По моему глубокому убеждению, туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, один из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами.
Во-первых, туристские маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными нонами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход — это движение, физическая нагрузка, самым благотворным образом воздействующая на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная .
Во-вторых, тишина леса, простор полей, аромат и краски леса — все многообразие красот родной природы, заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.
Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.
Особенности самодеятельного туризма
Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.
По характеру организации туризм делится на плановый и самодеятельный. Плановые совершаются по заранее разработанному и подготовленному какой-то организацией маршруту, с предоставлением всевозможных услуг и размещением на специальных базах и гостиницах. Этим видом туризма занимаются специальные туристические организации. В своей практике я использую самодеятельный туризм, поэтому больше остановлюсь на этом виде туризма.
Организация самодеятельного туризма строится в основном на принципах самообеспечения и самообслуживания, т.е. в самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с выбором маршрута, обеспечением снаряжением разработкой графика движений.
Это не значит. что самодеятельный турист полностью бесконтролен. Он вполне организован, действует по разработанному маршруту и графику движения, включает в себя различные соревнования, краеведческую работу. Самодеятельный туризм способствует оздоровлению организма, имеет большую познавательную ценность, активно воздействует на всестороннее развитие личности и ее нравственных качеств, воспитывает чувство самоутверждения условиях борьбы с трудностями, со стихийными силами природы.
самодеятельный туризм оздоровление краеведческий
Есть три основных блока: воспитательный, образовательный и оздоровительный. Рассмотрим каждый блок отдельно.
Образовательный блок имеет познавательный характер.
Туристское краеведение помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, организовать поисковую работу, исследовать природу и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира как бы по спирали: от родного «гнезда», родного края к Отечеству и далее к другим странам. Такой принцип познания окружающего мира связан с физическими, физиологическими и психическими возможностями детей. Важнейшим принципом в подходе к этой деятельности служит принцип комплексности, целостного воздействия на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период знакомства и развития интереса детей к туристско-краеведческой деятельности. Туристско-краеведческая работа — это средство, вырабатывающее особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни. Очень важно привить ребенку интерес к туристско-краеведческой деятельности как можно раньше и гораздо легче добиться этого через познание окружающего мира, через красоту природы, через наглядное познание мира природы.
Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.
Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.
В области общественно-политического воспитания это развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения.
В области трудового воспитания — это выработка навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, воспитания непримиримости к лепи, умение выполнять порученное дело с наименьшими затратами.
В области нравственного воспитания — это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным.
В области физического воспитания — это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.
Как видим, задачи, которые решает в области воспитания туризм, весьма широки и разнообразны. И, пожалуй, самое главное — комплексность этих форм воспитания, их органическое единство и оптимальное сочетание в условиях путешествия, благодаря чему и достигается наивысший воспитательный и оздоровительный эффект.
Вопросы дисциплины и культуры поведения легко решаются у костра в туристском походе, а позже эти навыки развиваются и закрепляются в постоянном общении и вне туристских мероприятий. Но первый толчок по установлению особого стиля отношений легче принимать в условиях автономного существования коллектива, когда группа чувствует наибольшую сплоченность, взаимозависимость, когда каждый идет на взаимодействие, взаимопомощь более заинтересованно, легко без внешнего принуждения.
Оздоровительный блок туристской деятельности.
Оздоровительный блок включает в себя различные соревнования, спортивные игры, развивающие ловкость, быстроту, сноровку. В зависимости от способов передвижения содержание игр и соревнований меняется. Например, при лыжных походах во время игр и соревнований отрабатываем поведение в лавиноопасной зоне, подъемы, спуски, торможения, повороты, трапление лыжни, а при водных путешествиях учу технике работы веслами, плавания на байдарке, так как при путешествии на байдарке гребец должен соблюдать определенные правила.
Воспитательное образовательное и оздоровительное значение туризма.
Воспитание — это планомерное целенаправленное воздействие на людей в процессе организации их разнообразной деятельности с целью развития умственных и физических способностей, вооружение знаниями, умениями и навыками, формирование коммунистического мировоззрения и черт личности.
Туризм, являясь прежде всего средством физического воспитания и оздоровления, потенциально содержит возможности решения целого комплекса воспитательных задач. Это одно из средств гармонического развития личности.
Туризм непосредственно содействует умственному развитию, так как обогащает новыми знаниями в области географии, биологии, истории, геологии, экономики и т. д. Постоянное и многообразное соприкосновение туристов с героическим прошлым, знакомство с богатствами Нашей страны, с грандиозным созидательным трудом, общественной жизнью советских людей не только расширяет кругозор, но и служит воспитанию чувства советского патриотизма, уважения и любви к советским людям, братской дружбы между народами нашей страны. В решении задач нравственного воспитания, воспитания моральных и волевых качеств туризму принадлежит особая роль.
В походах по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа ярко проявляется единство идейно-политического и нравственного воспитания. Здесь полностью раскрывается основной нравственный принцип советского человека — интересы коллектива на первом месте. Именно здесь проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества, как честность, организованность, смелость, решительность, ответственность, взаимопомощь и товарищество. Если общественная деятельность в школе, учебном заведении в основном формирует нравственные представления, понятия, убеждения, то туристская деятельность создает условия для их конкретного проявления.
В процессе туристской деятельности формируются трудовые навыки. Туристам приходится в течение всего похода нести груз, в пути преодолевать препятствия, наводить переправы, расчищать завалы, оборудовать места ночевок и стоянок, заготавливать топливо для костра, готовить пищу, убирать лагерь, приводить в порядок одежду и обувь. В планах походов может быть участие в сельскохозяйственном труде, беседы и лекции, концерты художественной самодеятельности для населения. Все это способствует трудовому воспитанию.
Большинство туристских маршрутов проходит в горах, в лесистой местности с прекрасным ландшафтом, богатой разнообразной растительностью. Меняющиеся пейзажи создают повышенное эмоциональное состояние. Знакомство с народным творчеством, произведениями искусства развивает воображение и способность воспринимать и ценить прекрасное.
Велико значение туризма как формы активного отдыха для укрепления здоровья, закаливания организма. Современные достижения науки и техники все больше избавляют человека от физических напряжений на производстве и в быту, в результате резко сокращается двигательная активность людей.
С сокращением объема двигательной деятельности (гиподинамия) появляются отрицательные изменения в работе сердца и аппарата кровообращения. Результаты исследований распространенности сердечно-сосудистых заболеваний — артериосклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда — показывают, что у служащих эти болезни встречаются в два-три раза чаще, чем у людей физического труда. На основании исследований ученые приходят к выводу: физическая активность имеет защитное значение, предотвращая основные заболевания сердечно-сосудистой системы. Для профилактики и борьбы с ними следует прежде всего правильно организовать свой двигательный режим.
Двигательную недостаточность приходится компенсировать искусственно, за счет физических упражнений. Наиболее доступные для всех возрастов физические упражнения — гигиеническая гимнастика, прогулки, экскурсии, походы. Вот почему все большее число трудящихся предпочитают провести свой отпуск в активных путешествиях по различным маршрутам. Жизнь в городах среди бетонных сооружений требует хотя бы периодического общения с природой.
Но не все туристы осознают необходимость бережного отношения к природе, в результате чего на туристских тропах, в зонах отдыха часто можно видеть обломанные и засохшие деревья и кустарники, захламленные и вытоптанные поляны, исписанные стволы деревьев, скалы, сотни и тысячи кострищ. Вот почему перед туристскими организаторами, инструкторами, учителями школ стоит задача улучшения просветительной работы по охране природы.
Лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активный отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Наиболее доступным и полезным видом активного отдыха является туризм.
Туризм и здоровье неотделим. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. Еще раз отмечу: туризм — мощное средство профилактики различных заболеваний, в особенности сердечно-сосудистых, болезней нервной системы, органов дыхания, пищеварения. В настоящее время надо шире использовать походы выходного дня для подготовки учащихся к более сложным путешествиям, отработки техники, проверки снаряжения. Таким образом, в походах — высок не только оздоровительный и спортивный, но и воспитательный и образовательный эффект.
Источник