Учиться вредно для здоровья
Обучение в школе может стать фактором риска, серьезно влияющим на здоровье детей. К такому неожиданному для многих выводу пришли участники состоявшегося в Москве международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся».
Специалисты насчитали в школе примерно 30 негативных для здоровья ребенка факторов. Шариковая ручка и горизонтальная парта — одни из них. По данным Минздравсоцразвития, у двух третей детей школьного возраста есть отклонения в состоянии здоровья, а 21% страдает хроническими заболеваниями, в том числе ведущими к инвалидности. Общая заболеваемость детей за последние 10 лет выросла на 9,3%. Одновременно увеличивается и количество диагнозов у одного ребенка. Так, если дети 7-8 лет имеют в среднем два-три диагноза, то в 16 лет их уже три-четыре. А у каждого пятого старшеклассника пять и более функциональных нарушений. По мнению детского врача Леонида Рошаля, «здоровье школьников было хуже только во время войны».
Надо сказать, в той или иной степени эта проблема сегодня характерна для всех европейских стран. Например, во Франции только 40% 15-летних девочек считают себя полностью здоровыми, в Финляндии — 37%, в Польше — 13%. Что это значит с демографической точки зрения для поголовно стареющей Европы, объяснять не приходится.
Зависимость здоровья от процесса обучения признают и в российском Минздравсоцразвития: по его данным, уже к концу первого года учебы в школе количество здоровых детей снижается в четыре раза. Среди основных школьных факторов риска специалисты выделяют не соответствующую природе ребенка организацию учебного процесса, стрессовую тактику педагогического воздействия и чрезмерную информационную загруженность. Появляются раздражительность, плохой сон, невнимательность. Как правило, все эти признаки родители списывают на обычную лень и начинают силой заставлять ребенка учиться. Не случайно в Европе растет число детских суицидов. Во Франции, Австрии, Дании среди причин детской смертности они стоят на втором месте после дорожных происшествий. В той же Франции ежегодно происходит 12 тысяч детских суицидов и около 60 тысяч попыток.
Причем списать все проблемы на счет плохого финансирования школ не получится. Научный центр здоровья детей РАМН провел исследование среди учащихся элитных московских лицеев и гимназий, где учатся дети очень обеспеченных родителей. Там есть спортзалы, сауны, бассейны. В классах — по 10-12 человек. Но вот парадокс: патология артериального давления выявлена у 90%, нервно-психические нарушения — у 55-83%. Получается, одними только бассейнами и саунами проблему не решить.
Между тем в России разработаны уникальные методики здоровьесберегающего обучения, которые не требуют больших материальных затрат и доступны практически везде.
Комнаты для занятий в начальных классах московской школы N 760 имени Маресьева не похожи на те, к которым привыкло большинство из нас. Рядом с партами здесь стоят специальные конторки, за которыми можно работать стоя. Каждые 15 минут дети меняются местами — тот, кто сидел, встает за конторку, и наоборот. Кроме того, несколько раз в течение урока они делают легкую разминку и специальные упражнения для глаз: «ловят» огоньки загорающихся в разных углах класса лампочек. Казалось бы, ничего сложного. Но вот результат: если в среднем по Москве 23% школьников имеют близорукость, то в школе N 760 — только 12%. Еще одна «хитрость»: дети пользуются только перьевыми ручками, которые макают в чернильницы. Оказывается, приучать первоклашек к шариковым ручкам — значит, наносить серьезный вред их здоровью. «Исследования показывают, что при пользовании шариковой ручкой у детей происходят задержка дыхания, сбой сердечных ритмов, а через 20 минут неотрывного письма появляются признаки стенокардии», — говорит директор школы Владимир Гармаш. А вот при письме перьевой ручкой рука работает в импульсном режиме — сначала напряжение, потом расслабление, и вреда для здоровья не возникает.
Еще один враг школьника — парта, особенно без наклона. «Ни одно живое существо не находится столько времени в сидячем положении, сколько ребенок, который пришел учиться. Это совершенно противоестественно», — утверждает Владимир Гармаш. Все эти нехитрые и абсолютно доступные технологии — азы разработанной еще 30 лет назад методики профессора Владимира Базарного. По основной своей специальности он врач-офтальмолог, хирург высшей категории. Но уже много лет назад пришел к выводу, что все болезни, сопровождающие взрослого человека, можно попытаться предотвратить еще в школьном возрасте. Согласно исследованиям Базарного, основная причина болезней кроется в том стрессе, который испытывает ребенок в школе. А самый главный стресс — лишение детей естественной потребности двигаться. Организм ребенка, согнувшегося в неестественной позе над партой, испытывает сильное напряжение. Если оно кратковременное, ничего страшного не произойдет. Но если стресс от неестественной позы затягивается, то, по словам Владимира Базарного, «возникает эффект сброса «в никуда» нервной энергии, своего рода выгорание и как следствие — все мыслимые поломки в системах жизнеобеспечения». Например, увеличение щитовидной железы, проблемы с сердцем и позвоночником.
Еще один важный момент системы Базарного — раздельное обучение мальчиков и девочек в параллельных классах. Оно имеет как сторонников, так и противников. Но, по словам профессора Натальи Куинджи из Научного центра здоровья детей РАМН, исследования показывают, что в таких классах заметно выше успеваемость, лучше дисциплина, а процент заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, наоборот, существенно ниже.
В России уже более 1500 школ работает по системе Владимира Базарного. И вот что важно — этот процесс идет «снизу», там, где родители и учителя заинтересованы в том, чтобы обучение в школе не калечило здоровье детей. Пока это понимают далеко не все. Как заявил на симпозиуме президент Российской академии образования Николай Никандров, большинство родителей, отвечая на вопрос: что важнее — здоровье или будущая успешность, связанная с большой нагрузкой в школе, выбирают второе.
Источник
Вредит ли учеба здоровью?
Как гласит народная мудрость, ученье – свет, а неученье – тьма. Издавна считалось, что именно тяга к знаниям способна развивать личность, профессионализм, технологии и другие отрасли. Если человек длительное время не работает или не учится, то его навыки теряют былую эффективность, он начинает деградировать. Многие ли задумывались, как учеба отражается на состоянии здоровья, эмоциональном состоянии индивида? На самом деле, учеба в школе СУЗе или ВУЗе имеет «две стороны медали»: полезную и вредную.
Как гласит народная мудрость, ученье – свет, а неученье – тьма. Издавна считалось, что именно тяга к знаниям способна развивать личность, профессионализм, технологии и другие отрасли. Если человек длительное время не работает или не учится, то его навыки теряют былую эффективность, он начинает деградировать.
Что приносит с собой учеба
Многие ли задумывались, как учеба отражается на состоянии здоровья, эмоциональном состоянии индивида? На самом деле, учеба в школе, СУЗе или ВУЗе имеет «две стороны медали»: полезную и вредную.
Польза образования
Во время обучения человек активирует работу мозга: он концентрируется на конкретных вещах, разбирается в материалах, учится работать с информацией, вырабатывает определенные навыки.
Чем полезно обучение
Обучение предполагает постановку цели и ее достижение. При таком подходе индивид учится планировать свои действия, выбирать наиболее оптимальный вариант решения проблемы, иметь при себе альтернативный вариант, анализировать ситуацию.
В ходе обучения студенты получают основной материал в форме лекций. Как правило, там разъясняются сложнейшие или ключевые моменты в рамках конкретной дисциплины. Здесь закладывается фундамент или раскрывается алгоритм действий. На лекциях не нужно самостоятельно работать: достаточно вникать в материал и мотать его на ус.
На семинарах же учащиеся должны показать, что они усвоили и чему научились. Здесь они отвечают на конкретные вопросы, заранее подготовив ответ.
Таким образом, обучение позволяет студентам развить такие способности, как анализ и оценка ситуации, планирование действий, усидчивость, концентрация внимания, самостоятельность и организованность и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вред обучения
Несмотря на то, что обучение в школе, СУЗе или ВУЗе прививает новые знания и навыки, образовательный процесс привносит в жизнь учащихся ряд неудобств. В некоторых случаях обучение может вредить здоровью студентов и школьников.
Негативные черты образовательного процесса выглядят следующим образом:
- Переутомление из-за высокой нагрузки
Данная отрицательная черта возникает в основном по вине учащегося, когда он не следит за собственным временем и откладывает дела на «завтра». Если не делать все вовремя, то в один день на плечи студента рухнет груда нерешенных задач. Для ликвидации проблем ему придется просидеть достаточно длительное время за работой, которую можно было решить поэтапно.
Просидев всю ночь или несколько часов за одним и тем же делом, мозг теряет работоспособность, устает, голова становится тяжелой (появляется головная боль) и плохо усваивает новую информацию. Если злоупотреблять подобными действиями, то можно заработать невроз, расстройство ЦНС и пр.
- Утрата зрения или ухудшение состояния здоровья
Если студент страдает офтальмологическими отклонениями, то необходимо тщательнее подбирать рабочее место (ряд, парта и пр.). В школе обычно учеников рассаживает учитель, но если он не учтет всех требований (медицинский показаний и пр.), то состояние здоровья ученика может ухудшиться (например, зрение может испортиться еще больше).
Также, если на физкультуре учащийся не будет соблюдать рекомендаций врача (при наличии у него хронических или иных заболеваний), то он может усугубить свое положение.
Студенты привыкли перекусывать на бегу. Множество событий, серьезная учебная нагрузка способны привести к изнеможению или отсутствию свободного времени. Несвоевременное или неполноценное питание сказывается не только на работе головного мозга, но и иммунной системе. Поэтому неправильное питание может вызвать сбой в работе ЖКТ, частые ОРВИ и пр.
Самый страшный враг любого учащегося – стресс, паника и страх. Эти состояния буквально парализуют студентов и школьников. Порой на экзамене они не могут дать ответ даже на простейший вопрос. Из-за стресса учащиеся становятся рассеянными, неорганизованными, забывчивыми, может быть нарушен сон.
Таким образом, учеба или образование двояко сказываются на здоровье студентов и школьников. Чтобы минимизировать вредное воздействие, необходимо грамотно пользоваться принципами тайм-менеджмента.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник
Вредна ли школа для здоровья?
О том, что с поступлением в школу на ребенка падает огромная, временами непосильная нагрузка, говорят много и давно. Еще 20 лет назад страна распевала: «Загружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института. «
Но в последние годы тема эта стала звучать все чаще. Согласно данным Минсоцздравразвития. 70% детей перед приемом в первый класс относительно здоровы, а к моменту окончания школы 45-50% уже имеют хронические заболевания. Причин тому специалисты называют несколько, а самые важные из них -неподвижный образ жизни и стрессы. В младшей школе дефицит двигательной активности у детей составляет, по подсчетам физиологов. 35-40%, а в старшей — уже около 80%. Посудите сами: в старшей и средней школе общее время занятий, включая уроки, факультативные занятия и домашнюю работу, составляет в среднем 9,5 часа. Прибавьте сюда неизменные 1,5 часа перед телевизором — и в итоге 11 часов в день подросток проводит без движения.
Другая, не менее серьезная причина ухудшения здоровья детей связана с тем, что медики называют «стрессом ограничения времени», в котором ребенок ежедневно находится на протяжении долгих 11 лет. Во время опросов самым частым ответом на вопрос «что тебя беспокоит?» у школьников был «не хватает времени».
Почему так происходит?
Что говорят по этому поводу законы? Разве допускают они столь серьезные нагрузки на детский организм?
«Если сравнивать реальные нагрузки и принятые нормативы Санитарных норм и правил, которые регламентируют учебную и внеучебную нагрузку школьников, — говорит Марьяна Безруких, д. б. н., директор Института возрастной физиологии, — то, разумеется, перегрузка есть и в школе, и занятиями вне школы. Хотя, надо иметь в виду, что эти нормативы прописаны «в часах», и никак не учитывается адекватность нагрузок возрасту, их интенсивность, информационная насыщенность и т. п. А ведь, как правило, уже с первого класса у малышей бывает не четыре, а пять (иногда и шесть) уроков, которые в расписании обозначены как факультативы или занятия по выбору, но обязательны для всех. И домашние задания задаются буквально с первых дней, а на приготовление уроков уходит не менее 1,5 часа».
Особенно тяжело учиться в тех школах, в которые так стремится отдать своих детей большинство родителей. Речь идет о «специальных», с углубленным изучением разных предметов, в лицеях и гимназиях. «Рабочий день у этих детей в основной и старшей школе, — рассказывает Марьяна Безруких, — не меньше Фактически дети не гуляют, не отдыхают, у них нет времени на чтение, занятия спортом и т. п. Нередко малыши занимаются и музыкой, и иностранным языком, и спортом, все рассчитано по минутам, а уроки — вечером, когда нет сил. Исследования, которые ведутся в нашем институте, показывают, что уроки дети готовят, как правило, вечером, когда они утомлены и эффективность работы очень низка. Многие дети не только пропускают прогулки (а они должны гулять не меньше 2,5 часа в день, а еще и недосыпают
В чем причины перегрузок
Но дело даже не только в том, что учеба занимает слишком много времени. А еще и в том, что в это время в детскую голову пытаются вложить как можно больший объем информации. Чем дальше, тем больше появляется знаний, которые нужны образованному человеку. И школа идет по самому простому пути — просто «подклеивает» новые знания к старым, не меняя самой формы преподавания. «Существующая система обучения, — комментирует Марьяна Безруких, — это система репродуктивного знания, то есть зазубривания, порой бессистемного заучивания — самая затратная по времени и силам. И самая неэффективная. В процессе обучения не учитываются ни возрастные, ни индивидуальные особенности развития ребенка, его познавательной деятельности. А ведь это главное условие сохранения физического и психического здоровья».
Еще недавно считалось, что вся беда в том, что в классе много детей. Но, как показывают современные исследования европейских ученых, оптимальное количество учеников в классе — 25 человек. При этом у ребенка появляется достаточно контактов с другими, а дети на самом деле идут в школу не за знаниями, а именно за контактами. Но вот учителя при возрастающем потоке информации работают по старинке, то есть стоя перед классом и рассказывая предмет. У большинства из них нет навыков действительно интерактивного общения, творчества, исследовательской работы, причем с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка. Например, мало кто понимает, что чтение и письмо на скорость приносят один вред. Физиологи давно говорят о том, что такое форсирование приводит к обратному результату: формирование этих важных навыков замедляется. И это уже не говоря о том, что у ребенка пропадает охота и читать, и писать. Возможно, причины в том, что педагогическое образование не предполагает серьезного изучения возрастной физиологии детей. Учителя хорошо знают свой предмет и не знакомы с особенностями ребенка этого возраста.
«Разговаривая с родителями, — рассказывает Марьяна Безруких, — я вижу, как они усугубляют ситуацию. Например, заставляют даже младшеклассников дополнительно заниматься с репетиторами. Это происходит уже с первого класса! Многие родители бывают слишком жесткими с детьми. Например, мама первоклассницы жалуется: «Дочь скатилась с «квадратиков» на «черточки» (в их школе специально не ставят оценок в первом классе, но маму это не останавливает), поэтому в наказание я запрещаю ей брать с собой в школу игрушки. » Это настоящая родительская безграмотность!»
Что планируется изменить?
Уже несколько лет продолжается реформа школы. Некоторые из изменений видны всем: например, внедрение ЕГЭ, споры о котором не утихают. Или обещанный переход на систему образования, вызывающий не меньше обсуждений. Другие касаются подготовки учителей — так, уже совсем скоро учителям будет дана возможность не реже, чем раз пять лет, проходить учебу, повышать квалификацию, для этого разрабатывается система бюджетных сертификатов. В марте Госдума планирует рассмотреть закон «Об образовании», касающийся всех ступеней образования. Министерство образования и науки РФ разработало проект «Наша новая школа», который сейчас активно обсуждают педагоги. В нем речь идет и об изменении подготовки учителей, и о внедрении новых технологий в обучение — интерактивные доски и парты, дистанционное образование, электронные дневники.
Что же касается уменьшения нагрузки на школьника, здесь решения пока не найдено. Врачи настойчиво ведут разговоры о здоровьесберегающих технологиях обучения, о том, что надо обязательно увеличивать количество часов физкультуры, а помимо нее внедрять в занятия двигательные, активные элементы. Кроме того. образовательные программы обязательно надо тестировать на предмет их безопасности для здоровья детей. потому что некоторые «продвинутые» методики наносят вред.
Не так давно на популярном педагогическом портале появилась информация о возможных переменах в средней школе: что в недалеком будущем в первой половине учебного дня дети будут изучать три обязательных предмета (бесплатно), а во второй половине — все, что не входит в обязательную программу и оплачивается дополнительно (труд, музыка, физкультура и т. д.). Информация вызывала бурную реакцию и не была подтверждена официальными организациями. Но она спровоцировала дискуссию о том, надо ли отделять «серьезные» и «второстепенные» предметы по времени. «Ни в коем случае, — считает Марьяна Безруких, — заниматься такими предметами, как математика, русский, физика, несколько часов подряд очень трудно. Даже взрослому трудно так переключаться с одной серьезной мыслительной деятельности на другую. Поэтому необходимы перерывы в виде той же физкультуры или музыки!»
Что же делать нам, родителям? Во-первых, — и самое главное — не нагнетать обстановку и не усиливать и без того сложное состояние перегрузки школьника. Не спешите с учебой, отдавайте в школу не раньше, чем в шесть с половиной лет — по мнению медиков, до этого времени мозг еще не готов к систематической учебе. Прежде чем вести ребенка на занятия в секцию или нанимать ему репетитора, посоветуйтесь с врачом, с психологом и с учителем. Помните, что ребенка ни в коем случае нельзя лишать «благословенного безделья» — времени, когда он может вообще ничем не заниматься. И, наконец, старайтесь как можно больше свободного времени проводить вместе — гуляйте, занимайтесь спортом, играйте, рассказывайте друг другу истории. Чем более любимым и нужным будет чувствовать себя ребенок дома, тем легче будет ему учиться.
Источник