Учитель физической культуры формирование зож

Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».
статья на тему

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием — забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
obobshchenie_opyta_raboty_uchit.obzh_.docx 31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием — забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создаёт для них психологические трудности. Учащимся приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на них требованиями учебного процесса. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны. Работоспособны, но, к сожалению, статистика сегодняшнего дня говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодёжи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях . Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Проблема сохранения и укрепления здоровья очень актуальна для нашей школы. Поэтому одной из важнейших практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путём внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. В решении этой задачи помогает внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроках ОБЖ, физкультуры,. Учителя МО на своих уроках стремятся создавать условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся, поэтому тема методической работы объединения учителей физической культуры, ОБЖ МОУ «СОШ №6» на 2015-2016 учебный год стала: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения, развитие познавательного интереса через исследовательскую и проектную деятельность в условиях здоровьесберегающей педагогики».

учителей физической культуры, ОБЖ

на 2015-2016 учебный год:

-Создание комфортных условий для повышения качества обучения и воспитания школьников;

-Сохранение и укрепление физического, психологического, социального и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.

-Непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры педагогов.

-Продолжение освоения предметных педтехнологий в образовательном процессе школы.

-Формирование учебной мотивации обучающихся.

-Формирование предметных компетенций преподавания предметов МО.

-Совершенствование морально-психологического состояния и физического развития обучающихся.

-Развитие творческих способностей обучающихся.

В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип приоритета жизни и здоровья обучающихся. Руководствуясь этими принципами, учителя физической культуры и ОБЖ выбрали следующие темы самообразования:

«Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках ОБЖ.»

-Постоянно действующий семинар «Новые образовательные технологии и возможность их использования на уроках ОБЖ».(2012-2013 уч.г.)

-Заседание ГМО, презентация «Интегральная технология обучения, используемая на уроках ОБЖ».(2011г.)

-Открытый урок на муниципальном уровне для преподавателей-организаторов ОБЖ по теме «За здоровый образ жизни».(2011 г.)

-Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов на тему «Моё педагогическое кредо»(2013г.)

-выступления с докладами на педсоветах на темы: «Самостоятельная работа обучающихся на уроках ОБЖ», «Духовно-нравственное воспитание в работе кружка «Безопасное колесо».(2013-2014 уч.г.)

-руководство в разработке и реализации проекта «Школьный двор-место активного отдыха».

-открытый урок на муниципальном уровне по теме: «Использование информационных технологий на уроках ОБЖ» (2014-15 г.)

-мастер-класс на школьном уровне по теме «Использование информационных технологий на уроках ОБЖ» (2014-15 г.)

— обобщение педагогического опыта на августовском заседании ГМО преподавателей-организаторов ОБЖ «Работа преподавателя- организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения»(2015г.)

-открытый урок на школьном уровне в 5а классе на тему «Безопасный интернет».(2015г.)

-выступление с докладом на городском семинаре на тему: «Из опыта работы по воспитанию толерантности у обучающихся на уроках и во внеурочное время как основы человеческого общения» (2016г.)

«Компетентностный подход в преподавании физической культуры».

-Выступление с докладом на тему самообразования на августовском заседании ГМО(2011г.)

-МД «Основные пути повышения качества знаний обучающихся(доклад). (2012г.)

-Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов «Мир моих увлечений».(2013г.)

-открытый урок на школьном уровне на тему: «Подвижные спортивные игры в учебном процессе» (2013-2014 уч.г.)

— выступление с докладом в теоретической части открытого урока на тему: « Техника верхней-нижней передачи мяча в волейболе» (2014-2015 уч.г.)

— открытый урок в 4кл.(дети с ОВЗ, ЗПР) на муниципальном уровне на тему: «Элементы баскетбола».2015г.

«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультурой в условиях ФГОС ООО» .

— Конкурс компьютерных презентаций учащихся и педагогов «Мир моих увлечений» (2013г .)

— выступление с докладом в теоретической части открытого урока на тему: «Подвижные спортивные игры в учебном процессе» (2013-2014 уч.г.

-выступление с докладом на педсовете на тему: «Духовно-нравственное развитие обучающихся в работе спортивных секций».

— открытый урок на школьном уровне на тему: « Техника верхней-нижней передачи мяча в волейболе» (2014-2015 уч.г.)

— открытый урок в 4кл.(дети с ОВЗ, ЗПР) на муниципальном уровне на тему: «Элементы баскетбола».2015г.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».

-Открытый урок на тему: -«Баскетбол. Особенности организации и проведения уроков физкультуры в специальных коррекционных классах».

-Открытый урок на тему: «Развитие игры на основе баскетбола».2013 г.

— городской семинар- практикум для учителей физкультуры на тему: «Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физкультуры. 2015г.

«Методика организации и проведения занятий уроков физической культуры в условиях ФГОС ООО».

спортивные мероприятия на школьном и городском уровне (2014г.)

— открытый урок на школьном уровне «Лазание по гимнастической стенке в упоре присев и стоя на коленях. Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке», 2 класс(2014г.)

-Городской семинар-практикум заместителей директоров по воспитательной работе.«Путешествие в страну «Спортландию»(2014г.)

— открытый урок на школьном уровне :«Акробатика: два – три кувырка вперед. Стойка на лопатках», 1 класс;(2015г.)

— Городской семинар-практикум учителей физкультуры, выступление: «Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста»(2015г.)

— Городской семинар-практикум учителей физкультуры, открытый урок: «Акробатика: кувырок вперед, стойка на лопатках»,

— обобщение опыта работы на ШМО на тему: «Особенности проведения уроков физической культуры для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития»(2015г.)

— открытый урок на школьном уровне: «Ведение баскетбольного мяча на месте. Ведение мяча в движении», 3 класс(2016г.)

Ответственное отношение и творческий подход учителей МО к своему предмету сказывается на результатах их педагогической деятельности:

Источник

Статья «Роль преподавателя физической культуры в формировании ЗОЖ обучающихся в образовательной организации»

специалист в области арт-терапии

Роль преподавателя физической культуры в формировании ЗОЖ обучающихся в образовательной организации

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной, п роблема же здоровья детей сегодня актуальна как никогда. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач, для этого учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью школьников и способствовало его формированию.

Не смотря на то, что в последнее время становится популярным увлечение фитнесом и спортом, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.

Государство проводит целый ряд мер в этом направлении, но необходимо отметить, что важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни не только медицины и средств массовой информации, но и образовательных учреждений. Ведущая роль в этом процессе должна отводится, преподавателю физической культуры.

Жизнь детей тесно связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьников очень многое. Главная задача учителя — сформировать у ребёнка культуру здорового образа жизни, отношение к своему здоровью как к ценности, научить навыкам управления своим здоровьем, необходимости ведения здорового образа жизни, навыкам оказания первой медицинской помощи и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, культуре межличностных отношений. Если мы научим учащихся с раннего возраста беречь и укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Возникает вопрос, а может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здорового образа жизни и здоровьесбережения вообще? Может, но при условии что педагог, обладает важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

При этом педагог должен знать и уметь:

·анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

·владеть основами здорового образа жизни;

знать физиологические и психологические особенности школьников;

знать методики преподавания физической культуры;

знать основные средства, методы и приемы здоровьесберегающих методик;

·устанавливать контакт с коллективом учащихся;

·наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

прогнозировать развитие своих учащихся;

·моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

·личным примером учить обучающихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры. Необходимо отметить, что чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на обучающихся.

Можно перечислить целый ряд мероприятий, которые необходимо проводить в образовательных организациях по формированию здорового образа жизни обучающихся:

1. Родительские собрания , которые поднимают серьезно вопросы физической культуры и спорта и обсуждают проблемы физического развития детей и их здоровья.

2. Проведение круглых столов в образовательной организации на темы: «Формирование ЗОЖ у обучающихся», «Здоровье c бережение в образовательной организации»

3. Открытые тренировочные занятия по избранному виду спорта

4. Чествование учащихся добившихся высоких результатов и их родителей, воспитанников школы с активной жизненной позицией, спортивных семей.

5. Знакомство обучающихся с историей развития спорта, с эволюцией развития спорта и здоровья (теоретический раздел входит в образовательную программу, реализуемую педагогическими организациями).

6. Проведение спортивных праздников.

7. Проведение соревнований и привлечение родителей на эти соревнования.

8. Спортивно-оздоровительные лагеря в каникулярное время.

9. Конкурсы «Быстрее, выше, сильнее», эстафеты, «зарницы».

10. Ежегодное прохождение медицинского осмотра обучающимися.

11. Встречи с известными и знаменитыми спортсменами города, области, страны.

12. Проведение зарядки с чемпионом.

13. Чтение лекций медицинскими специалистами по ЗОЖ.

14. Проведение спортивных турниров между образовательными организациями.

Формирование ЗОЖ — это шанс, взрослых, педагогов решить проблему сохранения здоровья детей, сформировать у них положительные психологические эмоции относительно спорта и физической культуры, привить им стремление к двигательной активности и ритмичному образу жизни. И в наше время как никогда актуальным являются слова великого просветителя Жан – Жака Руссо «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким».

Источник

Читайте также:  Мониторинг зож для школьников
Оцените статью