Укрепление здоровья школьников это

Укрепление здоровья школьников это

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

Цель программы ЗОЖ МБОУ «СШ №41» :

создание в МБОУ «СШ №41» организационно — педагогических, материально — технических, санитарно — гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся;

усиление контроля за качеством медицинского обслуживания учащихся МБОУ «СШ №41»;

создание материально — технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья работников МБОУ «СШ №41».

системное отслеживание санитарно — гигиенического состояния МБОУ «СШ №41»;

ормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня согласно требованиям СанПиНа 2.4.2.1178-02;

освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование здоровьесберегающих технологий;

обеспечение 100% охвата горячим питанием учащихся в МБОУ «СШ №41»;

развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы МБОУ «СШ №41» для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

привлечение системы дополнительного образования к формированию здорового образа жизни учащихся;

у частие в работе научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.

проведение мониторинга здоровья учащихся; анализ полученной информации.

Здоровье, на протяжении жизни человека, формируется независимо от возрастных особенностей развития органов и систем, от характера взаимодействия организма со средой деятельности человека. Именно в период детства закладываются основы здоровья человека, следовательно, на коллектив гимназии ложится ответственность не только за развитие и образование детей, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, в итоге – формирование целостной личности, с активным, созидательным отношение к миру, здорового, конкурентоспособного гражданина. Гармоничное развитие личности возможно при условии развития духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

Состояние здоровья детей — важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Рост учебной нагрузки в школе, неправильное питание, просмотр негативно влияющих на психику детей видеофильмов и компьютерных игр, приводят к витаминодифициту, гиподинамии, нарушению осанки, зрения. Проблему роста числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, распространение токсикомании и наркомании в среде подростков необходимо решать и родителям, и педагогам, и медикам.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся — это составная часть комплексной программы развития школы, способствующая сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся.

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени среднего общего образования являются:

Проблема сохранения здоровья учащихся очень актуальны сегодня. Для успешного решения данной проблемы необходимо создать определенные условия, направленные на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни; сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы руководствовались данными мониторинга по объективной информации о здоровьесберегающей активности школы, учебной и внеучебной нагрузке и состоянии здоровья учащихся.
Статистические данные за последние годы свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. В качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей.

Источник

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
статья по зож

Прочитав статью узнаем, что такое здоровье школьника, от каких факторов зависит сохранение здоровья ученика в школе и какова роль отводится учителю и воспитателю в сохранении и укреплении здоровья детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…»

По данным ВОЗ на состояние здоровья человека и фактическую продолжительность жизни влияют следующие факторы: Индивидуальный образ жизни – 50 %, наследственность – 20 %, климат – 20 %, услуги системы здравоохранения – 10 %.

Положительные характеристики правильного образа жизни:

  • полноценный отдых;
  • активная жизненная позиция;
  • физический и духовный комфорт;
  • сбалансированное питание;
  • высокая медицинская активность;
  • материальная независимость;
  • психофизиологическая удовлетворённость;
  • регулярная двигательная активность.

В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация воспитателя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров , в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так ка стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонению нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость ; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общественные ценности.

Рассмотрим внутришкольные факторы , влияющие на здоровье учащихся:

  • организация занятий (вид учебной деятельности, технология, стиль преподавания, отметки, оценка знаний, объём домашних заданий);
  • уроки физической культуры, спортивные секции, кружки;
  • взаимоотношения с одноклассниками, учителями;
  • учебный план, выбор УМК, выбор программы;
  • режим функционирования школы(режим дня, расписание учебных занятий, питание, санитарно – гигиенические условия, режим перемен;
  • досуговая деятельность.
  • «Не навреди!»
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся ;
  • Непрерывность и преемственность;
  • Субъект – субъективные взаимоотношения;
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
  • Комплексный, междисциплинарный подход;
  • Успех порождает успех;
  • Активность;
  • Ответственность за своё здоровье.

Учебный материал всех предметов в начальной школе, по любой программе, предоставляет учителю и воспитателю прямо на уроке или нвеклассном занятии формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся. Принцип «Не навреди» должен стать принципом деятельности педагога.

Источник

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.

Скачать:

Вложение Размер
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).

Источник

Читайте также:  Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума
Оцените статью