Укрепление здоровья школьников курсовая

Укрепление здоровья школьника

Главные составляющие здоровья человека. Исследование статистических данных заболеваний учащихся школы, возможные причины их заболеваемости. Выявление мероприятий, проводимых в школе, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Рубрика Медицина
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 15.11.2016
Размер файла 658,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Здоровье — это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.

В государственной программе охраны здоровья людей большое место занимает охрана здоровья детей и подростков — будущего нашей страны. Это закономерно, т.к. фундамент здоровья взрослого человека закладывается именно в детском и подростковом возрасте. Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детского населения наносят стране большой социальный и экономический ущерб, нередко являясь причиной профессиональных ограничений к ряду массовых профессий большой народно-хозяйственной важности.

В последнее время состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания.

По данным института возрастной физиологии РАО, за последние 10 лет, число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков — в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения, в 2 раза — число нервно-психических расстройств.

Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями жизни и, прежде всего условиями жизни в школе. Именно на годы обучения приходится период интенсивного развития организма ребенка.

Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием так называемых «школьных факторов». Но ученик в условиях школы находится довольно продолжительное время суток, поэтому школа должна стать здоровьесберегающей.

Сократ справедливо указывал, что здоровье — не все, но все без здоровья — ничто. Вместе с тем, становится очевидным, что усилиями только медиков, ориентированными лишь на лечение, не удастся справиться с обвалом патологий, которые обрушились на нынешнее поколение. Необходимы другие, принципиально новые подходы, но при сохранении всего лучшего, что накоплено в стране в области предупреждения и лечения заболеваний. По-видимому, это новое должно проистекать из необходимости приобщить самого человека к заботе о собственном здоровье, сделать его заинтересованным и активно борющимся за него.

Целью моей работы является исследование состояния здоровья учеников нашей школы и выявление мероприятий, необходимых для повышения мотивации учащихся на здоровый образ жизни.

1. Изучить литературу по проблемам здоровья и здоровьесбережения;

Исследовать статистические данные заболеваний учащихся нашей школы;

Выяснить возможные причины заболеваемости учащихся;

Выявить мероприятия, проводимые в нашей школе, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Наше здоровье — в наших руках

Полноценной жизни обязательно сопутствует успех. Уверенность в этом приходит именно к подросткам — мальчикам и девочкам переходного возраста (14-15 лет), только им природа дает ощущение новых возможностей.

Так что же такое здоровье? Многие скажут что здоровье — это отсутствие болезни. Но это определение не совсем правильное. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Таково сегодня понимание сути идеального здоровья. И нужно не только мечтать, но и самому делать все возможное, чтобы обладать таким здоровьем.

Главными составляющими здоровья человека является его духовное и физическое состояние. Социальная составляющая отражает социальные связи и межличностные отношения и является неотъемлемой частью духовного здоровья человека. Духовное и физическое здоровье должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это неотъемлемые части индивидуального здоровья.

Духовное здоровье человека — это состояние системы мышления и мировоззрения. Достигается духовное здоровье духовным просвещением, умением жить.

Подростковый возраст является одним из самых ответственных этапов психического развития, становления его личности. Быстро растут и развиваются не только внутренние органы и телесная оболочка, перестраивается и центральная нервная система. Подростки очень остро воспринимают перестройку организма и реагируют на нее всем своим существом.

Сегодня все знают, что здоровый образ жизни — самое надежное средство сохранения и укрепление здоровья.

Но только убеждения мало, надо еще действовать в соответствии с требованиями и рекомендациями, действовать разумно, со знанием дела. Мы уже знаем что такое здоровье, что не может быть здоровья тела без здоровья души. Но как же нам жить, чтобы быть здоровым? Какие же требования должны быть положены в основу здорового образа жизни? Назовем их: соблюдение режима труда, отдыха, сна; двигательная активность; разумное использование методов закаливания, бань, водных процедур; рациональное питание; отказ от вредных привычек.

С детства мы слышим о правильном режиме, здоровом питании, хорошем сне.

И так, первая составляющая системы здорового образа жизни — режим учебы и отдыха. Необходимо запомнить, что в сутках 24 часа. Из них, чтобы быть здоровым, нужно 8-9 часов выделить для ночного сна, 5-6 часов занимают школьные занятия, 3-4 часа уходят для приготовления уроков, около 2 часов мы тратим на домашние дела. В итоге личного времени остается 3-6 часов. Для нашего здоровья будет лучше, если мы это время потратим на прогулку с друзьями или сходим в бассейн. То есть, нужно побольше двигаться.

Вторая важная составляющая здорового образа жизни — питание. Питание, которое обеспечивает развитие организму, называется рациональным. Существует несколько принципов рационального питания: правильное соотношение пищи и затрат энергии; соответствие содержания в пищи белков, жиров и углеводов; достаточное содержание в пищи витаминов и минеральных веществ; режим питания.

Так как школьники очень быстро растут и развиваются, они тратят очень большое количество энергии. Некоторым из них постоянно хочется кушать. И поэтому любимыми блюдами становятся те, которыми можно перекусить в любое время дня и в любом месте (бутерброды, булочки, чипсы). Конечно, это не самая здоровая пища и поэтому это может привести к серьезным проблемам желудка. Также очень вредно уходить утром в школу, не покушав. Ведь, если человек голодный, у него понижается способность концентрировать внимание, что может повлиять на успеваемость в школе. Очень важен и вечерний прием пищи, когда за столом собирается вся семья, где можно поделиться впечатлениями прожитого дня и получить удовольствие от общения. Пища, съеденная с удовольствием, приносит больше пользы! Для хорошего пищеварения также не следует сразу заниматься делами после еды, нужно передохнуть полчаса.

Третья составляющая — хороший сон. Нужно помнить, что необходимо приучить себя ложиться спать не позднее 10-11 часов вечера и спать не менее 8-9часов. Сон помогает восстанавливать работоспособность организма.

Согласно современным представлениям, сон — это не только отдых, но и деятельность, направленная на переработку различной информации, накопленной за день .Если мы не высыпаемся, то становимся раздражительнее, плохо учимся в школе, потому что не можем сконцентрировать свое внимание.

Если мы сейчас сумеем выработать привычки здорового образа жизни, то и в дальнейшем будем жизнерадостны и полны энергии.

Теперь следует поговорить о том, как сохранить свое здоровье.

Одной из самых серьезных и опасных » болезней цивилизаций» является гиподинамия. Недостаток двигательной активности — проблема глобальная, коснувшаяся не только нашей страны, но и всего человечества. Гиподинамия-порождение самого стиля современной жизни, бурно развивающегося научно-технического прогресса. Когда-то для того, чтобы выжить нашим предкам приходилось совершать большой объем физической работы — много ходить, охотиться. Сама жизнь ставила условия: не умереть, надо было двигаться! Сейчас такой необходимости нет. Научно- техническая революция в быту и на производстве значительно облегчила физические нагрузки, создав таким образом противоречие между тем, что заложено в естественной организации человека, и тем, что программирует развивающая цивилизация. Многие из людей даже не представляют себе, какую огромную опасность представляет собой гиподинамия .Она отрицательно влияет буквально на все органы и системы организма. Снижается его устойчивость к простудным факторам и действию патогенных микроорганизмов. Гиподинамия вызывает нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе не благоприятно влияет на растущий организм .Так что же? Спасовать перед проблемами, связанными с современным ритмом жизни? Поплыть по течению, махнуть на все рукой: — а, будь что будет? Или изменить свой образ жизни? Конечно, болезням — бой! И это совершенно естественно.

Еще одной из опаснейших проблем являются вредные привычки.

По данным Всемирной организации здравоохранения, привычка к ежедневному потреблению алкоголя развивается у 1 из10 относительно часто выпивающих людей, из такого же числа употребляющих морфин у 4-6, а из 10 курящих постоянная зависимость от табака — 9 человек.

Кому-то, может, кажется, что несколько сигарет в день не повредят здоровью. Увы, это не так. Никотин, попав в организм, увеличивает выброс адреналина, который сначала расширяет сосуды, а затем вызывает их резкий спазм.

Общеизвестно, что курящий наносит огромный вред окружающим — тем, кто вынужден вдыхать табачный дым от сигарет.

Медики из Шанхая, обследовав 10 тысяч детей в возрасте от 2 лет, констатировали: малыши, чьи родители курят в 2 раза чаще болеют бронхитом и воспалением легких.

Особый разговор об алкоголе. Любая, даже самая малая доза ведет к усиленному выбросу норадреналина, а стало быть, к истощению нервной системы.

Попав в организм человека, алкоголь поражает прежде всего центральную нервную систему.

Профессор Ф.Г.Углов считает, что у пьяниц мысли теряют глубину и обходят трудности, вместо того, чтобы их решать. Круг интересов снижается, и остается одно желание — напиться. В далеко зашедших случаях дело доходит до полного отупения и маразма.

Ни капли в рот — вот норма для здоровья и высокой работоспособности.

Еще одна человеческая беда — наркомания.

В одном ряду с наркоманией обсуждают часто и проблему токсикомании, и это верно. По существу ,это одна и та же болезнь, разница лишь в химических соединениях, которые применяются для одурманивания. Привыкание к наркотическому средству возникает после одного-двух приемов.

Наркотики катастрофически быстро разрушают организм. И в первую очередь страдают жизненно важные органы — мозг, сердце, легкие, печень, почки. Поэтому среди наркоманов отмечается очень высокая смертность.

Одним из видов заболеваний, наиболее распространенных среди школьников, является нарушение осанки.

Нарушение осанки способно привести к изменению скелета, ухудшению деятельности органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Иногда изменения в скелете могут быть врожденными, являться результатом перенесенного заболевания.

Для воспитания правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали держать высоко голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать живот». Часто можно увидеть женщин весьма почтенного возраста, которые, выработав в школьные годы удивительно стройную осанку, сохранили ее до глубокой старости. Нет ничего плохого, если мы будем использовать полезные приемы «старой школы» и в наши дни.

Чаще всего недостатки осанки возникают в результате неправильной позы, т. е. неправильного положения тела во время сна, при сидении за партой, столом и т. п.

Неправильная осанка — это начало искривлений позвоночника. Если вовремя не обратить должного внимания на устранение дефектов осанки, то «сутулость» будет из года в год нарастать, усиливаться и может закончиться стойким нарушением нормальной формы позвоночника, т. е. костно-мышечной деформации, чаще всего кифозом (круглой спиной) или сколиозом (боковым искривлением позвоночника).

Самым лучшим средством развития правильной осанки, предупреждения искривлений является физическая культура в широком смысле слова и ее средства: гигиена быта, включая правильное питание, гигиеническая и корригирующая гимнастика, использование естественных факторов природы (воздушные, солнечные ванны, купание и пр. ), использование летних и зимних видов спорта (плавание, коньки, лыжи, походы, экскурсии, туризм и

Чтобы предупредить возникновение неправильной осанки и искривлений позвоночника, надо вырабатывать полезные привычки:

Стоять следует, опираясь на обе ноги в равной степени, а не опираться на одну ногу.

Ходить полагается держа корпус прямо, ногами не шаркать по полу, а поднимать их при ходьбе.

Правильно сидеть за партой, столом и т. д. При правильной посадке во время занятий плечи должны находиться на одном уровне, предплечья — свободно лежать на столе, локти — на 2-3 см свешиваются ниже края стола, руки согнуты под прямым углом в локтевых суставах.

Ноги также должны быть согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираться на пол или скамеечку. На сиденье стула помещается 2/3 бедер.

Необходимо регулировать высоту стула.

При чтении и письме расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 35 см.

Обязательно следует регулировать нагрузку при ношении тяжестей (портфель и пр.), перемещая груз то в левую, то в правую руку. Младшим школьникам рекомендуется ношение ранца за спиной.

Спать надо на ровной, не слишком мягкой постели, с открытой головой, лежа на спине в вытянутом или полувытянутом положении, а не «свернувшись клубочком». Руки должны лежать поверх одеяла.

Другим, не менее распространенным заболеванием, является нарушение зрения.

Глаз человека — удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видит днем и неплохо в сумерках. И это не случайно. Еще первобытным людям нужно было быть зоркими на охоте. А в сумерки в пещере при свете костра готовить пищу, изготовлять одежду и оружие. Шли тысячелетия. Изменялся человек. Изменялись и глаза его. Они приспосабливались к рассмотрению далеких и близких предметов, к зрению днем и ночью. Не случайно Ф. Энгельс писал о том, что орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.

Что же это за неблагоприятные условия, которые могут повлиять на зрение? Во-первых, обстановка, в которой происходит зрительная работа: недостаточное освещение, согбенная рабочая поза, частая смена расстояния от глаз до рабочей поверхности книги и т. п. Во-вторых, неполноценное питание и отрицательное влияние географической среды, а они часто взаимосвязаны. Установлено, что на Севере, где организм меньше получает ультрафиолетовых лучей, а пища беднее витаминами, близорукость более распространена, чем в южных районах. В-третьих длительные болезни, особенно инфекционные, вызывают ослабление всего организма и в частности, расстройства зрения. В наши дни близорукость очень распространена во всем мире. По данным ученых-гигиенистов нашей страны, в некоторых десятых классах каждый пятый, а то и четвертый ученик имеет близорукость. В результате многие молодые люди сталкиваются с ограничением в выборе профессии. Вот почему следует задуматься над тем, как предупредить близорукость, сохранить зрение, например, выполнять гимнастику для глаз:

Сидя, медленно переводите взгляд с потолка на пол и обратно, не изменяя положения головы. 8-12 раз.

Медленно переводите взгляд направо, налево и обратно. Также переводите взгляд по другой диагонали. 8-10 раз.

То же — направо, налево, вниз и обратно по другой диагонали. 8-10 раз.

Круговые движения глазными яблоками в одном и другом направлении 8-10 раз.

Итак, вывод твердый и однозначный — за здоровье надо бороться. Бесполезно во всем уповать на медицину. Врачи могут вылечить болезнь, но содержать организм в здоровом, работоспособном состоянии можем только мы сами!

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей, проводимые в нашей школе

В нашей школе в 2008-2009 учебном году проводился мониторинг состояния здоровья учащихся по основным заболеваниям. В результате этой работы было выявлено следующее:

Источник

Читайте также:  Доброго утра крепкого здоровья зимние
Оцените статью