Здоровье педагога. Профилактика профессиональных заболеваний
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Цель: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества.
Задачи:
- изучить основные причины заболеваний педагога;
- выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.
1. Введение
2. Проблема сохранения психологического здоровья педагога.
3. Восстановление профессионального здоровья педагога.
3.1. Выступления учащихся.
4. Заключение
5. Список использованной литературы.
“Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества”.
Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”
Так что же такое здоровье?
До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.
Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: “ Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия”
Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию “здоровье”.
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:
Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.
Основная причина, побудившая взяться за данную тему – неблагополучное состояние здоровья современного педагога. Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово “долг” является ключевым.
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, Но есть в его деятельности своя специфика;
- во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье разрушающая;
- во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, “постарели”, так как молодежь все реже идет в педагогику.
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.
“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь об учителях. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: мы проводим его дома, на грядках, ремонтируя школьные кабинеты, на все остальное нужны средства и немалые…
Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя.
Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
- сердечно-сосудистые;
- желудочно-кишечные;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- болезни крови;
- нарушение функции щитовидной железы.
По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
– после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
– после 15-ти лет стажа – 40%;
– после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- снижение двигательной активности;
- эмоциональная перенапряженность;
- большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
- использование авторитарного стиля руководства.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.
Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:
- Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
- Зачем я родился? Что я должен совершить?
- Зачем мне быть здоровым?
- Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?
Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.
Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…
Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
Мировоззренческие причины:
- неумение принимать жизнь такой “как она есть”, без критики и протеста;
- неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
- неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от своей работы… и тем самым сохранить свое здоровье;
- неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории;
- неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем;
- незнание того, что каждый из нас нужен на своем месте, Нужен не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!
Психические причины:
- неумение противостоять стрессам;
- отсутствие навыка управления своими эмоциями;
- частое превышение своих психических возможностей;
- неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
- неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.
Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.
Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.
Выделяют здоровье разрушающие эмоции:
гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…
Бороться с негативными эмоциями надо с помощью специального тренинга (Приложение “Приручение эмоций”, см. Приложение 1).
Упражнение. Замена одной эмоции на другую
Возникшая эмоция “раскручивается” несколько секунд, а затем постепенно овладевает человеком. Представьте, что у Вас возникла нежелательная эмоция гнева. Вы сразу ее заметили и определили. И тут же, не давая ей “раскрутиться”, нужно “включить” другую эмоцию. Какую сочтете нужной (спокойствия, радости, великодушия, альтруизма…). Или ту “светлую” эмоцию, которая вызывается легче всего. Заменив одну эмоцию на другую, Вы не дали развиться в организме болезнетворному процессу.
Есть эмоции здоровьесоздающие:
интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…
Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была бы работа, какая бы это была жизнь.
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
– лечебно-оздоровительные упражнения:– упражнения для позвоночника
– упражнения для осанки
– упражнения для шейного отдела позвоночника
следить за своим физическим здоровьем:
– полноценное питание– достаточный сон
– соблюдение правил личной гигиены
– режим труда и отдыха
– занятия спортом
соблюдать психоэмоциональное равновесие:
– позитивное мышление
– оптимизм
– управление эмоциями
– доброжелательное отношение к людям
– любовь к себе.
Выступления учащихся по темам:
- Искусственные пути снятия напряжения.
- Рациональное питание. Правил рационального питания
- Как сохранить зрение.
- Как быть красивой
Не надейся на Бога
И не верь чудесам,
Есть одна лишь подмога:
Помоги себе сам.ИСТОЧНИКИ:
- Онишина В.В. Курс лекций “Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников”. – М.: ПАПО, 2006;
- Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”.
- Биология в школе – М.: Школа-Пресс, № 4, 2008.
- Интернет-ресурсы:
Источник
Управление профессиональным здоровьем педагога
Шингаев Сергей Михайлович
кандидат психологических наук, доцент,
заведующий кафедрой психологии, профессор
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Санкт-ПетербургСовременная школа, работающая в актуальной экономической ситуации, выдвигает значительные требования ко многим аспектам деятельности педагога: уровню его знаний, психолого-педагогических умений и навыков, профессиональной компетентности, а также к личностным особенностям. Отсюда такое внимание к вопросам психологического обеспечения профессионального здоровья педагогов, которое демонстрирует современная психологическая и педагогическая наука.
Синдром профессионального выгорания, проявляющийся в эмоциональной сухости педагога, личностной отстраненности, а порой и в игнорировании индивидуально-психологических особенностей учащихся, негативно сказывается на процессе общения обучающего и обучаемого. Реальная педагогическая практика свидетельствует: прослеживается отчетливая тенденция потери интереса к ученику как к личности со стороны педагогов, неприятие его таким, какой он есть, обеднение эмоциональной стороны в профессиональном общении «учитель – ученик». Все больше педагогов отмечают у себя такие проявления, как повышенная тревожность, апатия, подавленное настроение, нежелание идти на работу, разочарование, хроническая усталость. Это, безусловно, не может не сказываться на снижении эффективности их профессиональной деятельности.
Результаты исследования, проведенного нами в 2009-2010 гг., на выборке 3312 педагогов образовательных учреждений (ОУ) г. Санкт-Петербурга, позволили создать обобщенный портрет педагога с точки зрения профессионального здоровья (по результатам шкалы диагностики поведения типа А Положенцева С.Д. и Руднева Д.А.): позитивное отношение к другим людям, уровень амбициозности и соревновательности – ниже среднего, умеренная напористость, отсутствие больших карьерных устремлений, наиболее выражены такие компоненты поведения, как нетерпеливость, энергичность, давление фактора времени, вовлеченность в работу.
Установлена, казалось бы, парадоксальная на первый взгляд, вещь. Не выявлена взаимосвязь трудового стажа и уровня профессионального здоровья работников ОУ. Бытующее мнение о том, что чем дольше педагог работает в ОУ, тем выше уровень его профессионального выгорания, не нашел подтверждения. Это свидетельствует в пользу того, что большой педагогический стаж не является обязательным фактором в возникновении синдрома профессионального выгорания.
На вопрос: «Что в наибольшей степени влияет на вас в процессе выполнения профессиональной деятельности?» педагогами выделены: эмоциональное напряжение на работе; отсутствие ясности в оплате труда; взаимоотношения с коллегами; однообразие выполняемой работы; неритмичная работа («штурмовщина»); конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; финансовые проблемы.
Чаще всего педагоги обнаруживают у себя такие симптомы стресса, как чувство усталости (70% опрошенных указали на этот признак), нарушения сна (50%), подавленное настроение (47%), повышенное артериальное давление и повышенная раздражительность (по 43%), мышечное напряжение, боли в области шеи, спины (33%).
У каждого из нас в запасе имеется достаточно большой набор способов преодоления стресса. Он пополняется в течение всей жизни и во многом определяет стереотипы нашего поведения, привычки, стиль жизни, особенности характера и взаимоотношения с окружающими. В то же время постоянное использование неадекватных копинг-стратегий ведет к серьезным личностным нарушениям, которые мешают человеку нормально взаимодействовать с окружающим миром. Развивается повышенная тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, депрессия, эгоцентризм, которые в науке называются личностными деформациями.
Говоря о стратегиях преодоления стресса в практике педагогов (они диагностировались с использованием опросника SACS), установлено, что за исключением стратегии асоциальных действий, все остальные (ассертивные, осторожные, импульсивные, манипулятивные, агрессивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, избегание) отличаются средней степенью выраженности. Обнаружена прямая взаимосвязь уровня профессионального здоровья и использования непрямых, асоциальных и агрессивных действий.
Среди способов снятия стресса педагоги чаще всего используют: общение с друзьями (на этот способ снятия стресса указали 59% опрошенных), музыку (53%), хобби (51%), юмор и смех, сон, поездки за город на природу (по 50%), чтение (43%), шопинг и прогулки (по 42%), общение с домашними животными (37%), общение с родственниками (36%), еду (34%), просмотр телевизора (28%), занятия спортом, путешествия, баню (сауну, бассейн, ванную) (по 27%).
Любопытным, на наш взгляд, представляется исследование системы ценностей у педагогов, являющейся основой высокой стрессоустойчивости. Ранжированный список ценностей выглядит таким образом: 1 – любовь (физическая и психическая близость с любимым человеком), 2 – здоровье (физическое и психическое), 3 – счастливая семейная жизнь, 4 – уверенность в себе, 5 – интересная работа, 6 – жизненная мудрость, 7 – материально обеспеченная жизнь, 8 – познание, 9 – наличие друзей, 10 – развитие.
При этом уровень реализованности ценностей иной: 77,8% — наличие друзей, 70% — познание, 67,1% — развитие, 65% — активная деятельная жизнь, 64% — здоровье, 63,6% — общественное признание, 63% — интересная работа, 61% — свобода. Наименьший уровень реализованности из ценностей у педагогов – материально обеспеченная жизнь (48%), счастье других (48%), жизненная мудрость (47%), возможность сделать профессиональную карьеру (45,8%). Такое рассогласование в системе ценностей и уровне их реализованности, на наш взгляд, является ведущим фактором развития профессионального выгорания у педагогов.
К основным признакам профессионального выгорания педагогов относятся: чувство безразличия, скуки, эмоционального истощения, изнеможения; чувство постоянной усталости (синдром хронической усталости); полная или частичная бессонница; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева, отказ от общения или уход в себя); дегуманизация, развитие негативного отношения к своим коллегам, ученикам, воспитанникам; ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; сомнения в общей полезности педагогической деятельности, обесцениваются профессиональные достижения, постоянные переживания относительно своей профессиональной и личной несостоятельности; продуктивная творческая деятельность сменяется формальным исполнением обязанностей; утрата чувства юмора, опустошенность; ухудшение качественных и количественных показателей работы; появление мыслей о незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
Как правило, на профессиональное выгорание педагогов оказывают влияние следующие факторы: низкая удовлетворенность профессиональным и социальным статусом; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность педагога; перфекционизм, повышенная ответственность за исполняемые функции, увеличение трудового времени за счет работы на дому. Большинство педагогов берут с собой домой работу (проверка тетрадей, контрольных работ и пр.); нехватка положительной мотивации в работе; организация деятельности в конкретном учреждении, отличающаяся дестабилизирующими проявлениями (неотчетливый стиль управления, неблагополучная морально-психологическая атмосфера в коллективе и пр.); психологически трудный контингент воспитанников, с которым педагог работает (например, дети и подростки с отклонениями в развитии); склонность к эмоциональной ригидности, интенсивным переживаниям.
К основным причинам возникновения профессионального выгорания относятся:
а) Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте. Если педагог чувствует значимость своей деятельности, то он становится неуязвим по отношению к профессиональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих.
б) Ролевой фактор. На развитие синдрома профессионального выгорания влияет профессиональные ситуации, в которых совместные действия педагогов в значительной степени не согласованы. В то же время слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
в) Организационный фактор. На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки.
Управление стрессом в профессиональной деятельности педагогов и профилактика профессионального выгорания может быть только тогда эффективной и успешной, когда она строится на системном подходе, предполагающем комплекс действий.
На наш взгляд, возможен следующий поэтапный сценарий профилактики профессионального выгорания педагогических работников:
1 этап — диагностико-информационный. Включает в себя: оценку и самооценку уровня стрессоустойчивости педагога с использованием надежных и апробированных методик; информирование об актуальном уровне стресса педагога, симптомах, причинах.
2 этап — осознавательный. Включает в себя: осознание и принятие педагогами своих областей развития в плане управления стрессом; создание мотивации на изменения; выход на понимание взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики, проблему профессионального долголетия, необходимость преодоления страхов (быть неудачной, ошибки, критики, собственного несовершенства и др.).
3 этап — развивающий. Включает в себя: накопление ресурсов для изменений; обучение навыкам психосаморегуляции; управленческие решения на уровне образовательного учреждения; создание в коллективе поддерживающей атмосферы.
Борьба с негативными проявлениями стресса, как правило, ведется самыми разными средствами:
1) стремление максимально снизить стрессогенность внешних ситуаций на рабочем месте и в повседневной жизни (организационные шаги),
2) лечение уже возникших заболеваний, вызванных длительным переживанием стресса (медицинские шаги),
3) собственно психологическая помощь, позволяющая педагогу повысить свою устойчивость к стрессу (психологические шаги). Это направление носит название «управление стрессом» (стресс-менеджмент). По своему содержанию в нем выделяются два основных класса задач: профилактика стресса и его коррекция. Подходы к решению этих задач дополняют друг друга, вместе с тем каждая из них имеет свою специфику.
Профилактика стресса ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса как во внешней среде, так и внутри человека. В связи с этим важно овладеть методами, позволяющими правильно анализировать складывающиеся жизненные ситуации, давать им адекватные, реалистические оценки и расширять свой поведенческий репертуар. Большое значение имеет обучение навыкам психологической саморегуляции, основанным на упорядоченном использовании различных психотехнических приемов (нервно-мышечной релаксации, идеомоторной, идеаторной тренировки и аутотренинга). При комплексном и, главное, грамотном применении они позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения. Использование психопрофилактических методов за счет формирования новых и более совершенных копинг-стратегий существенно повышает общую устойчивость человека к стрессу.
Психологическая коррекция стресса в значительной степени связана с исправлением уже существующего дисбаланса. Она включает специализированные программы разрешения кризисных ситуаций, «разрушения» негативных поведенческих стереотипов, восстановления деформированных личностных качеств и др. На практике это означает глубинную проработку индивидуальных и групповых проблем, невозможную без проведения специальных тренингов и психотерапевтических консультаций. Для усиления коррекционного эффекта используются разнообразные дополнительные средства (общеоздоровительные мероприятия, рефлексотерапия, суггестивные воздействия и др.), которые вписываются в единый комплекс восстановительных процедур.
Проведенный нами анализ результатов анкетирования и тестирования специалистов социономических профессий, а также контент-анализ интервью успешных профессионалов в средствах массовой информации, позволил нам сформировать перечень качеств, характеризующих человека, обладающего крепким профессиональным здоровьем, высоким уровнем стрессоустойчивости:
1) Равновесие в эмоциональной сфере, оптимизм.
2) Общительность и чувство юмора.
3) Способность разумного снижения неопределенности.
4) Умение поощрять себя за достигнутые результаты, самоуважение.
5) Способность отказаться от решения задачи, если сейчас для этого нет сил; высокая приспособляемость к изменяющимся условиям работы.
6) Развитые волевые качества: целеустремленность, выносливость; внутренний локус контроля.
7) Наличие увлечения, хобби, способствующего полноценному переключению от работы.
8) Гармоничное сочетание в «жизненном круге человека» разнообразных сторон жизнедеятельности.
9) Способность проявлять творческий подход к выполнению функциональных обязанностей, нестандартность (оригинальность) мышления, поступков и решений, ведущих к успеху.
10) Способность восстанавливать равновесие, нарушаемое трудом, в самые кратчайшие сроки и в наиболее совершенной степени.
11) Позитивный взгляд на жизнь, базовое доверие миру.
12) Высокий уровень удовлетворенности работой и возможность контролировать процесс и условия труда.
13) Стремление к обретению смысла осуществляемой профессиональной деятельности.
Разрабатывая программы укрепления профессионального здоровья педагогов, следует исходить из того положения, что необходимо не фрагментарное воздействие на эту жизненно важную сферу профессионала (даже в форме обучения по программе стресс-менеджмента), а использование системного подхода – управление здоровьем, позволяющего использовать энергию инстинкта самосохранения, причем не столько для простого выживания, сколько для достижения такого качества успешной жизни, который человек сам себе может выбрать.
Источник