Урок «Витамины»
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
План-конспект урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminy.docx | 28.48 КБ |
vitaminy.pptx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная: Выяснить природу витаминов, их биологическую роль в организме человека. Способы профилактики авитаминозов, сохранения витаминов в продуктах.
Развивающая: Расширить представления учащихся о процессах, происходящих в организме человека, роли витаминов в сохранении здоровья. Развитие монологической речи учащихся, способности решать проблемные ситуации.
Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Тип урока – комбинированный урок
Вид урока – с демонстрацией презентации
- Проверка домашнего задания
Индивидуальный устный ответ у доски §36, «Пластический и энергетический обмен».
Работа по карточкам
Так давайте вспомним, что же такое «обмен веществ»?
Иными словами можно сказать, что обмен веществ определяет цикличность жизни: рождение, рост, развитие, старение, смерть.
- Изучение нового материала
Процесс обмена веществ в организме не может функционировать без сбоев, и одной из основных причин таких сбоев является либо нехватка, либо переизбыток витаминов.
Наверное, вы уже и сами кое-что знаете о них. Давайте перечислим, что нам уже известно о витаминах?
Оформление на доске таблицы ЗХУ, заполнение первой колонки.
А теперь давайте определим, что бы нам хотелось узнать по этой теме?
Заполнение второй колонки таблицы
Хорошо. К третьей колонке мы вернёмся позже.
Давайте попробуем дать определение, что такое витамины? А теперь откроем учебники на странице 188, §37. Найдём определение, что такое витамины с научной точки зрения. А как вы думаете, как давно людям известно о витаминах?
До конца ХIХ века человечество не знало, что некоторые тяжелые болезни возникают из-за отсутствия в пище свежих овощей и фруктов. В 1881 году русский врач Н.И.Лунин производил опыты с двумя группами мышей. Одной группе он давал цельное молоко, а другой искусственную смесь, куда входили вещества, содержащиеся в цельном молоке. Мыши, питавшиеся цельным молоком, были здоровы, а мыши, питавшиеся искусственной смесью, погибли. Лунин предположил, что в пище есть незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни.
Голландский врач Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был, в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов.
В 1911 году польский химик Казимир Функе выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей. Функ назвал его «витамин». (Вита-жизнь, амин- азот).
Однако, витамины не универсальны. Каждый из них специфичен, и если одного витамина в организме не хватает, то ни один другой не может его заменить. Нехватка какого-либо витамина вызывает состояние, называемое гиповитаминоз. Если же организм в течение длительного времени не получает витамина вообще – состояние называется авитаминоз. Но если витамина в организме с избытком – это также не хорошо. При этом развивается гипервитаминоз.
На сегодняшний день известно более 25-ти витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита, а некоторым из них приписывают и числовые индексы, обозначающие порядок открытия. Все витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. Рассмотрим их подробнее.
Витамин С н еобходим для общего укрепления человеческого организма. Он повышает трудоспособность и сопротивляемость различного рода заболеваниям. Витамин C в организме не синтезируется и не накапливается, поэтому он должен ежедневно поступать с пищей. Витамин С присутствует почти во всех высших растениях, главным образом в листьях, меньше в плодах, корнях и стеблях. Чаще всего, говоря о нехватке витаминов в организме, имеют в виду витамин С. Организм человеческий сам витамин этот вырабатывать не может, в отличие, кстати, от организмов многих животных. Приходится вводить его извне, а без этого обойтись никак нельзя, ибо витамин С выполняет в организме целый ряд очень важных функций. Он способствует кроветворению, повышает иммунитет, препятствует образованию канцерогенов, регулирует работу центральной нервной системы. При недостатке этого витамина резко снижается работоспособность, поражаются десны, что, в конце концов, может привести к цинге. Содержится он в основном во фруктах, овощах и ягодах. Но следует учитывать, что при хранении, а также при термической обработке, витамин С быстро исчезает из вышеуказанных продуктов.
Витамины группы В.
Витаминов группы В несколько, но я вам расскажу лишь о некоторых из них.
Витамин B1 играет важную роль в обмене веществ и укреплении нервной системы. Хороший источник витамина B1 — это отруби, мука грубого помола, крупы (гречневая, ячневая, овсяная, пшено), а также кукуруза и бобовые (фасоль, горох). Кроме того, он находится в хлебопекарских дрожжах, грибах и грецких орехах.
Витамин B2 принимает участие в процессах роста и восстановления тканей. Витамин B2 в большом количестве содержится в дрожжах, молоке, твороге, щавле, шпинате, зеленом горошке, грибах.
Витамин B6 благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворения и др. Этот витамин синтезируется у человека кишечной микрофлорой. Хорошими источниками этого витамина являются нежирный творог, сыр, капуста белокочанная, гречневая крупа, рис, картофель.
Витамин B12 о казывает влияние на рост организма, а так же без него развивается малокровие. Гипо- и авитаминоз В12 – проблема вегетарианцев, постольку-поскольку он содержится только в продуктах животного происхождения: печени, яйцах и кисломолочных продуктах.
Говоря о жирорастворимых витаминах, в первую очередь следует рассказать о витамине А. Один из наиболее важных, он влияет на состояние кожи, слизистых оболочек, нормализует зрение. Витамин A в больших количествах содержится в жирных сливках, сливочном масле, твороге. В растительной пище сам витамин A отсутствует, но в ней содержится провитамин A (каротин), из которого в организме человека синтезируется витамин A. Каротин содержится, в основном, в листьях, корнях и плодах растений, и в очень редких случаях в цветках, например у ноготков. Для человека основными источниками каротина служат плоды растений (и корнеплоды), имеющие красный или желтый цвет (например абрикосы, шиповник, морковь, томаты), а также зелень петрушки, шпинат, щавель, зеленые плоды фасоли, гороха и т.п.
Витамин D играет важную роль в процессе формирования костей. Много этого витамина содержит рыбий жир, печень, яйца. Витамины группы D, так же как и А, не содержатся в растениях, но все растения содержат провитамины D, которые в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей превращаются в витамин D.
Витамин Е п олезен при нервных заболеваниях, малокровии. Витамин Е имеется во многих растениях, особенно в зародышах семян некоторых злаков. В значительных количествах он присутствует в семенах гороха, сои, арахиса, кукурузы, кунжута, хлопчатника, в листьях кочанного салата.
- Первичное закрепление знаний
Теперь давайте обсудим, что мы можем записать в третью колонку, что мы сегодня узнали?
Посмотрим, на все ли вопросы, поставленные нами в начале урока, мы ответили?
Остались ли у кого-нибудь вопросы по теме сегодняшнего урока?
Т.о. подытожим наш урок. Какой вывод мы можем сделать из всего того, что сегодня узнали?
§37 учить. Пункт «Рациональное использование витаминов» выучить самостоятельно.
Достаточно ли в организме витаминов группы В
- Часто ли вы чувствуете себя усталыми?
- Легко ли вы подвергаетесь стрессам?
- Часто ли раздражаетесь?
- Есть ли у вас трещина в уголках рта, сухая ли кожа?
- Вы регулярно употребляете алкогольные напитки?
- Предпочитаете ли хлеб из муки грубого помола?
- Едите ли мясо?
Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш ограним в достаточной степени обеспечен витаминами группы В.
Не испытывает ли ваш организм недостатка в витамине С
- Часто ли вы простужаетесь и восприимчивы ли вы к инфекциям?
- Часто ли принимаете аспирин и обезволивающие препараты?
- Редко ли едите свежие овощи?
- Варите овощи и картофель в большом количестве воды?
- Вы едите мало сырых салатов?
- Выкуриваете ли вы больше пяти сигарет в день?
Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином С.
- Вытяните руки ладонями вверх и сгибайте два последних сустава четырех пальцев одновременно на обеих руках до тех пор, пока кончики пальцев не коснутся ладони (сустав между пальцами и ладонью не сгибайте). Не можете выполнить это упражнение? Вероятен дефицит витамина B6.
- Если вас часто беспокоит неприятный запах изо рта, это может свидетельствовать о недостатке витамина B3.
- Даже при слабых ушибах у Вас появляются и долго не проходят синяки? Скорее всего, Вы получаете мало витамина C.
- Одна из возможных причин хронических запоров — дефицит витаминов группы B.
- В том, что Вы страдаете от головокружения и шума в ушах, может быть повинен недостаток витаминов B3 и E, а также марганца и калия.
- Краснота глаз, неспособность быстро адаптироваться в темноте, ячмени иногда связаны с нехваткой витаминов A и B2.
- Перхоть появляется в том случае, если в дефиците витамины B12, B6, F и селен.
- Тусклые и ломкие волосы — признак недостатка витаминов В, F и йода.
- Выпадение волос иногда связано с нехваткой витаминов B9, C, H, инозита.
- Причиной бессонницы может быть дефицит витаминов группы B, калия и кальция.
- Частые кровотечения из носа бывают вызваны недостатком витаминов C, K и В3.
- Угревая сыпь и красные пятна на шее — признаки дефицита витаминов А и B.
Индивидуальный опрос у доски, самостоятельная работа по карточкам;
Источник
План-конспект урока биологии на тему Витамины
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
План-конспект урока биологии в 8 классе на тему Витамины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminy_-_plan_uroka.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока по биологии.
Тема: Витамины и их роль в организме человека.
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.
Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья.
Оборудование: учебник, таблица «Суточные нормы витаминов», презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации и слайдов, листы с вопросами симпозиума и тестовыми заданиями для закрепления материала.
Тип урока: урок — изучения нового материала.
1. Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных витаминами?
2. Что такое витамины? Что между ними общего?
3. Классификация витаминов.
4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза.
5. Свойства витамина А (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
6. Свойства витаминов группы В (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
7. Свойства витамина С (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
8. Свойства витамина D (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
9. Свойства витамина PP (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
10. Свойства витамина E (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
11. Свойства витамина K (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
12. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
13. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
14. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.
Учитель: Тема нашего урока – Витамины и их роль в организме человека. На уроке мы познакомимся с историей открытия витаминов, их особенностями, содержанием в различных продуктах и влиянием витаминов на организм человека.
II. Изложение нового материала.
1. Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных витаминами?
Витамины были открыты в конце прошлого столетия русским врачом Н. И. Луниным. Он показал их значение для жизнедеятельности организмов.
2. Что такое витамины? Что между ними общего?
Витамины — это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ. (слайд№1)
3. Классификация витаминов.(слайд №2)
Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.
Жирорастворимые – А, D, Е, К.
4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза. (слайд№3)
Витамины входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ, поэтому при их отсутствии — авитаминозе или недостатке — гиповитаминозе нарушаются синтез ферментов и обмен веществ, вследствие чего развиваются тяжелые заболевания.
Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов. Натуральные витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением (витамин О), не синтезируются в организме человека.
Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом . Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.
5. Свойства витаминов (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).(слайды4-9)
Значение для организма
Какие болезни развиваются при недостатке витамина
Рыбий жир, яичный желток, морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент – каротин, из которого в печени человека образуется витамин А
Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям
При недостатке витамина возникает «куриная слепота» — заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках
Витамины группы В
Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат
В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности ЦНС.
В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложения на стенках кровеносных сосудов холестерина, ведущие к развитию атеросклероза, ожирению печени, появлению камней в желчном пузыре.
В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов, участвует в обмене белков.
При недостатке витамина развивается заболевание под названием бери-бери, при котором появляется быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание.
Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.
Недостаток приводит к развитию малокровия.
Свежие овощи и фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста
Регулирует обмен белков и углеводов.
При недостатке повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям.
Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге, при котором на фоне общей слабости развивается одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы.
Рыбий жир, ультрафиолетовые лучи способствуют выработке этого витамина в коже, яичный желток, печень рыбы, жирная рыба, масло.
Участвует в обмене кальция и фосфора, формирование костей и мышц.
Недостаток витамина приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту.
Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко
Обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников.
Недостаток витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы. Кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками.
капуста, тыква, свекла, печень, мясо, клубника, шпинат, томаты
К необходим для нормальной свертываемости крови.
содержится в кукурузном и подсолнечном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле.
влияет на функции эндокринной системы, помогает бороться со старением клеток
6. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.(слайды10-11)
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.
Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0. +4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.
Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.
Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
7. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
Питательные вещества — это органические соединения, которые являются для организма источником энергии и строительным материалом. Основными питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Помимо этого важную роль в питании человека играют органические кислоты, витамины, минеральные соли и вода, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма.
Витамины — это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
8. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.
Здоровое питание населения является одним из важнейших условий здоровья нации. Массовые обследования, проведённые Институтом питания РАМН, свидетельствуют о дефиците витаминов у большей части населения России. Наиболее эффективный способ витаминной профилактики — обогащение витаминами массовых продуктов питания.
Витаминизация (иногда в комплексе с обогащением минеральными микроэлементами) позволяет повысить качество пищевых продуктов, сократить расходы на медицину, обеспечить социально незащищённые слои населения витаминами, восполнить их потери, происходящие при получении пищевого продукта на стадиях технологического процесса или кулинарной обработки. При этом необходимы следующие решения:
а) выбор подходящего продукта для витаминизации
б) определение уровня витаминизации
в) разработка системы контроля
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ВИТАМИНАМИ:
-мука и хлебобулочные изделия — витамины группы В ;
-продукты, детского питания — все витамины ;
-напитки, в том числе сухие концентраты, — все витамины, кроме А, D;
-молочные продукты — витамины A, D, E, C;
-маргарин, майонез — витамины A, D,E;
-фруктовые соки — все витамины, кроме A, D;
Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне. Количество витаминов, ежедневный прием которых необходим для нормального развития организма и предупреждения гипо- и авитаминозов, называется профилактической дозой. Большее количество витамина необходимо для лечения уже развившегося авитаминоза. Это количество называется лечебной дозой.
Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Состояния, при которых наблюдаются передозировки витаминов, называются гипервитаминозами. В своем большинстве витамины быстро выводятся из организма, но такие витамины, как А, В1, D, РР, удерживаются в организме более длительное время. Поэтому использование высоких доз витаминов может привести к передозировке — вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т. д. Однако токсические дозы, ведущие к передозировке, для этих витаминов во много раз превышают обычную для них суточную потребность.
Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?
Что мешает усвоению витаминов:
Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
Никотин — Разрушает витамины А, С, Е, селен.
Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…
Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Какие витамины и витаминные комплексы вы знаете, и какие принимаете сами?
Какие витамины вы принимаете?
Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Джунгли, Дуовит, Йодомарин, Кальций D3 Никомед, Компливит, Мультитабс, Пиковит, Ревит, Фолиевая кислота, Центрум, Черника форте, Nutrilait и др.
III. Закрепление пройденного материала(слайд№11)
Тестовая работа для закрепления материала:
а) минеральные вещества;
б) органические вещества;
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. К водорастворимым витаминам относятся:
а) С, РР, группы В;
в) только группа В
4. В цитрусовых большом количестве содержится:
5. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
6. Переизбыток витаминов вызывает:
7. Витамины были открыты:
8. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйца.
9. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В;
б) недостаток витамина А;
в) недостаток витамина Е
10. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
IV. Домашнее задание.
Изучить текст на стр.166-169,заполните таблицу в тетрадях.
Источник