Успехи детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья «Ситуация успеха в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)»

Ситуация успеха в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)

Если ребенка лишить радости, веры в себя, то трудно надеяться на его светлое будущее. «Педагогика – это наука о творчестве воспитания»,- писал С.Соловейчик.
Роль ситуации успеха в учебной деятельности
В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда мы забываем о том, что в педагогике вроде бы и нет единого рецепта или правила, как же создать такую ситуацию. Ведь создавать ее нужно на основе индивидуального подхода, взвешено, с учетом многих факторов.
Дети могут простить многое, но не безразличие со стороны педагога. По результатам опросов, дети у таких педагогов ведут себя так, как будто урок принадлежит только им, а не целому классу. Как же достичь такого успеха? Иногда это – «Искра Божья», чаще всего – мастерство, доведенное до искусства.
Психолого-педагогический механизм ситуации успеха.
Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха»
Ситуация – это объединение условий, которые создают успех.
Успех –результат воздействия этой ситуации.
Именно учитель может создать ситуацию. Следует иметь ввиду:
• одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка,
• может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности,
• даст возможность почувствовать веру в собственные силы,
• появляется желание достичь лучших результатов,
• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.
На первый взгляд кажется, что учитель, создав несколько раз такие ситуации, достигает главного — мотивирует интерес к предмету, познавательную активность. Но есть и вторая сторона этого процесса – постоянная успешность может сформировать безразличие, пагубно влиять на волевые качества ребенка: он уже не в состоянии преодолевать препятствия, теряется в трудных ситуациях и у него доминирует мотив «избегание неудач». Почему же возникает такой парадокс?
Во- первых, успех, доставшийся ценою незначительных усилий, может привести к переоценке или завышенной самооценке своих возможностей.
Во-вторых, вовремя переживания какой-то сильной эмоции обязательно следует релаксация. Именно в этот период нельзя предлагать ребенку следующее, более сложное задание. Эта деятельность будет меньше успешной, чем предыдущая. Нужен определенный период отдыха.
В- третьих, переживаний успеха может поблекнуть, если результат (важный, значимый для учащегося) не будет адекватно оценен другими.
В – четвертых, эмоция успеха не станет сильным переживанием, если результаты незначительны для ребенка (сдать реферат).
Снижая значимость успеха (в сравнении: музыка – 12 б и литература – 6 б.), взрослые воздействуют отрицательно на формирования отношения к предметам, а значит и на отношение к учебному процессу. Поэтому важно знать особенности индивидуальные каждого ребенка в классе, где вы преподаете. Ребят нужно подбадривать, если желаемый результат недостижим от природы или физического состояния и умственного развития ребенка. Для этого есть комментирование результата деятельности этого ребенка( отметить лучшее).
Цепочка действий для создания ситуации успеха:
• установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание – мотивационный этап,
• обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап,
• сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап.
Создание ситуации успеха на мотивационном уровне.
Исследования психологов показали, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования и мотивации обучения. Нам всем известен тезис о том, работа учителя на уроке без мотивации учащихся и их личностных обстоятельств – равноценна работе в пустом кабинете. Таким образом, перед каждым учителем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия. Иначе говоря, учитель обязан формировать мотив достижений ученика.
Может возникнуть ситуация неадекватная вашей установке, например: кто-то уже выполнял подобное и может быстро справиться с работой, а кто-то с трудом разбирается с поставленной задачей. В таком случае идет негативный настрой от непонимания и нежелания преодолевать трудности, то есть в конечном результате ребенок ждет уже известный отрицательный результат. Согласитесь, учителю удобно работать с теми, кто справится с заданием быстрее и качественнее. Тогда возникает вопрос: а что делать с другими? Совет прост: следует учитывать эмоциональный настрой, нарисовать перспективу успешного выполнения, связать с тем примером, который бы свидетельствовал об успешном выполнении заданий в прошлые разы. Иногда нужно нейтрализовать неудачу и нежелание учащегося, даже воспоминания о них, а затем создать перспективу для новых поисков условия выполнения поставленной задачи. Можно подчеркнуть значимость усилий ученика, дать дополнительные задания индивидуальной работы по этой теме. После консультаций найти возможность похвалить ученика и усложнить задание.
Учитель может предложить разные мотивы достижения:
• желание решать самостоятельно интересные задачи,
• завоевать авторитет у своих товарищей,
• стать лидером,
• рассматривать свою деятельность с точки зрения ее полезности для себя в будущем и полезности другим людям,
• установить новые контакты с теми, кто с легкостью решает подобные задачи.
На этапе мотивации учебной деятельности учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся, организовывает ситуации с целью актуализации или нейтрализации эмоций для дальнейшей деятельности. Именно этот этап называют психологическим. Здесь полезным будет использование психолого-педагогических приемов:
1. Эффект Розенталя или эффект навеевания: Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся. Если педагог будет убеждать ученика и на первых порах поддержит его (отследит, проконтролирует), то успех обязательно придет.
2. Прием «Эмоциональное поглаживание» — констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы, открытость учителя для доверия и сопричастности к успеху.
3. Прием «Анонсирование» — репетиция будущего действия, создающая психологическое настроение уверенности. Это дополнительные задания (по аналогии) для класса и индивидуальные для отдельных учащихся. Желательно оглашать заранее вопросы для самостоятельной работы и называть фамилии учащихся, которых учитель хочет опросить по теме, отдельных параграфам. Можно провести пробную контрольную работу.
4. Прием «Равняйсь!» содержит такие шаги:
• Психологическая атака;
• Эмоциональное блокирование;
• Выбор главного направления;
• Выбор равных возможностей;
• Неожиданное сравнение;
• Стабилизация.
Этот прием заключается в том, чтобы учитель блокирован допущения о неудаче в одной отрасли деятельности ученика, отвлекалось его внимание от очередного неуспеха, учитель обязан найти тот вид деятельности, который ученику по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.
Создание ситуации успеха на организационном этапе.
Задача учителя – заинтересовать познавательным процессом учащегося.
На этом этапе многие дети переживают психологический стресс, отражается он во внутреннем конфликте: ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИТЬ НУЖНО, НО НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ. Тут особенно важна помощь учителя – правильно включиться в работу, преодолеть страх или утомление, стимулировать деятельность. У детей, которые требуют организационного контроля, учитель обязан контролировать начало и завершение работы, интеллектуально и эмоционально поддерживая ребенка.
Ученикам, требующим помощи в процессе выполнения работы, необходимо одобрение отдельных элементов процесса, их поэтапное выполнение только стимулируется.
Ученикам, которые самостоятельно прекрасно справляются с работой нужно обеспечить право выбора задания повышенной сложности.
Конкретные обстоятельства обусловят выбор тех или иных приемов для создания ситуации успеха. К ним могут относиться и такие приемы, как:
• Эмоциональное снятие напряжения,
• Смена видов деятельности,
• «скорая помощь»,
• Подсказка,
• Помощь зала,
• Подглядывание в учебник (на счет учителя)
Виды ситуации успеха. Методика их реализации
1. Прием «Даю шанс» Заранее подготовленная ситуация, в которой ученик неожиданно для себя может открыть свои возможности.
2. Прием «Следуй за нами» Диагностика интеллектуального фона коллектива, выбор спонсора знаний, фиксация результатов и его оценка.
3. Прием «Эмоциональный всплеск» Полезен тем ученикам, которые эмоционально реагируют на похвалу и критику. Задача учителя – высвободить энергию, перенаправить ее в цепочку действий своим добрым словом поддержки.
4. Прием «Навеивание» Прием построен на точном расчете – выбор источника интеллектуального возбуждения:
Реализованная или неожиданная радость ученика; поддержка педагога; создание ситуации соревновательности; новые стимулы для саморазвития каждого.
5. Прием «Эарика» Прием создания условий, при которых ученик, выполняя задание, неожиданно открывает свои возможности, неизвестные ему до этого. Задача учителя – увидеть это, поддержать ученика и поставить перед ним новую цель, оговорив алгоритм действий с учащимся для достижений успеха. Скрытно.
6. Прием «Специальная ошибка» Использовать с учетом возраста и личностных характеристик ребенка. Обязательно использовать знакомый или ранее изученный материал.
Помните! У каждого ребенка есть задатки, которые можно развить в способности. Увидьте их, развивайте – это главное дело педагога!

Читайте также:  Анастасия заворотнюк здоровье август 2020

Источник

Дети с ОВЗ: опыт, проблемы и перспективы работы

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Читайте также:  Устройства для измерения здоровья

Внедрение инклюзивного образования в ОУ выявляет ряд проблем.

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одном классе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

К сожалению многие ОУ с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных классов, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды.

Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычном классе ОУ. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ОУ. Со стороны родителей « особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, педагогов и специалистов ОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.

Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Шальнева О.В. — учитель начальных классов

Дети с ОВЗ: опыт, проблемы и перспективы работы

Дети — все одинаково имеют право на счастливую жизнь, а образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель, сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском. Именно активный поиск заставляет выделить идею всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или недостатки. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка)

Пытаясь определить место школы в общей системе образования, в основу образовательной Программы школы был положен принцип «От «ученик должен» к «ученик может». Это Принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся, и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех без исключения детей. Необходимо было время, чтобы понять и принять принципы инклюзии. Основной задачей педагогического коллектива школы является обеспечение разностороннего развития личности каждого ученика, создание благоприятных условий для всех участников образовательного процесса. Сначала возникают серьёзные опасения, что не все обычные дети и их родители готовы принять в своё окружение инвалидов. Поэтому сначала проводится большая предварительная подготовительная работа с коллективом учителей, проводятся педсоветы, на которых рассматриваются вопросы обучения детей с особыми образовательными потребностями. С родителями учащихся всех классов проводятся родительские собрания, в повестке которых включаются вопросы инклюзии и помощи детям-инвалидам. Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребёнка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность, не говоря о милосердии.

Учителя – предметники должны пересмотреть свои программы и планы обучения, скорректировав их для данного контингента учащихся, адаптировать некоторые темы для лучшего усвоения и восприятия.

Классные руководители должны работать в тесном контакте с родителями учащихся, постоянно на родительских собраниях проводить беседы об особенностях развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП с привлечением психолога, знакомить с законами РФ о социальных гарантиях и реализации прав граждан на образование. Ребята с ограничениями здоровья работают в режиме полного дня, после уроков занимаются в ГПД, где воспитатели помогают делать домашние задания, проводят различные мероприятия.

Дети-инвалиды, обучающиеся в обычной школе, сталкиваются с проблемой неприятия их здоровыми детьми. Это связано с тем, что налицо явные двигательные нарушения, которые вызывают непонимание даже боязнь у здоровых ребят. Необходима кропотливая разъяснительная работа со здоровыми детьми школы, а также их родителями, пропаганда дружбы, поддержки и помощи детям – инвалидам. Это важно как для здорового контингента детей школы, так и для детей с особыми потребностями.

Есть трудности у учителей, работающих с детьми с ОВЗ. Работа с такими детьми требует огромной эмоциональной отдачи, терпения, понимания сложности диагноза этих детей.

Практика показывает, развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Желательно, чтобы была поддержка со стороны Министерства образования, городского и районного Управления по образованию, методических центров, профессиональных центров повышения квалификации, центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации. Чем больше партнеров у ОУ, тем более успешным будет ученик. Сейчас с успехом апробируется модель Детский сад — Школа. Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей с особенностями в развитии в социум, позволяет осуществить преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для особых «детей».

В процессе создания инклюзивного пространства в стенах школ ничего невозможного нет. Главное, чтобы этого захотели учителя. С развитием интегративных процессов в школе, с появлением в ней «особых» детей вообще меняется отношение к проблеме людей с ограниченными возможностями здоровья. А это важный шаг к изменениям в обществе в целом, где все равные среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Система образования должна предоставлять реальные возможности каждому человеку получить необходимые знания, умения и навыки. Принцип равноправия между людьми, независимо от их функциональных (умственных и физических) способностей — правильная позиция демократического общества. В основе равных прав заложено признание уникальности каждого человека, незыблемость человеческого достоинства, вера в развитие личности. Гуманизация образовательного пространства, защита детства в целом предоставляет возможность каждому ученику учиться по индивидуальному плану, но вместе со всеми.

Ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе и государстве. Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны,- только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее.

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Лазарева Т.А., учитель начальных классов

Источник

Оцените статью