Важнейшие задачи государства по охране здоровья граждан принципы российского здравоохранения

4. Основные принципы охраны здоровья граждан. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

В соответствии со ст. 2 Основ основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Согласно ст. 4 Основ, задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов РФ по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответствен-ности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

5. Основные нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Среди основных нормативно-правовых актов законодательства об охра-не здоровья граждан необходимо назвать следующие:

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

2. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ».

3. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

4. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

5. Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентах».

6. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

7. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

8. Федеральный закон от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».

9. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

10. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

12. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

13. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

14. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

15. Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека».

Верховный Совет Российской Федерации принял Основы законода-тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в преам-буле которых указано: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,

признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации,

стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан».

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

Верховный совет РФ, принимая Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», исходил из признания высокой ценности для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности; учитывал, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку; отмечал, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства; принимал во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.

Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентах» призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздорови-тельных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу,

вызывает тяжелые социально — экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции.

Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности. Порядок осуществления генно-инженерной деятельности и применения ее методов к человеку, тканям и клеткам в составе его организма, за исключением генодиагностики и генной терапии (генотерапии), не является предметом регулирования настоящего Федерального закона.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Федеральный закон «О лекарственных средствах» создает правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств, устанавливает систему государственных органов, осуществляющих издание нормативных правовых актов, действия по контролю и надзору, оказание государственных услуг, правоприменительную практику в соответствии с настоящим Федеральным законом, распределяет полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека» вводит временный запрет на клонирование человека, исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека.

С учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования организмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в данной области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека.

Источник

Задачи и основные принципы отечественной системы здравоохранения

Охрана здоровья населения — это совокупность экономических, правовых, социальных, научно-медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого человека.

Здравоохранение представляет собой важнейшую отрасль социально-культурной деятельности, основной целью которой является осуществление перечисленных выше мер по охране здоровья населения. Здравоохранение представляет собой систему, состоящую из структурных элементов (органы здравоохранения) и функциональных элементов (амбулаторная и стационарная помощь, санитарно-эпидемиологическая служба и т.д.), которые тесно связаны между собой. Отечественная система здравоохранения состоит из государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (см. прил. 2 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», разд. 2 и 3).

Отечественное здравоохранение строится по следующим принципам:

приоритет профилактики в вопросах охраны здоровья граждан. Социально-экономические меры должны быть прежде всего направлены на предупреждение заболеваний и на устранение причин их возникновения. Органы здравоохранения должны осуществлять контроль за соблюдением гигиенических норм и правил, выполнением санитарного законодательства. Санитарное просвещение и воспитание здорового образа жизни, профилактическое направление основаны на диспансерном методе и участковом принципе работы учреждений здравоохранения;

соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья — конституционная гарантия всем гражданам на охрану здоровья. Основой законодательства РФ в отношении здравоохранения является Конституция РФ (ст. 41 закрепляет право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь). Исходя из нее приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (см. прил. 2), в которых определены права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан и т.д., доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья через систему обязательного социального страхования; ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан по охране их здоровья.

Задачи по охране здоровья граждан, заключаются: в установлении ответственности и компетентности органов государства, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан; в правовом регулировании в государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения; в определении прав граждан по охране их здоровья; в установлении гарантий соблюдения этих прав; в определении профессиональных прав, обязанностей, ответственности и социальной защиты медицинских и фармацевтических работников.

Медицинское страхование. Медицинское страхование бывает обязательным (ОМС) и добровольным (ДМС). Целью медицинского страхования является укрепление финансирования здравоохранения. В 1991 г. был принят закон «О медицинском страховании».

ОМС является всеобщим и реализуется согласно правилам и программам, единым для РФ. Добровольное медицинское страхование обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг.

Участниками медицинского страхования являются:

страхователь (тот, кто платит за страховку);

страховая медицинская организация (чаще всего это страховая компания, которая осуществляет страхование, формирует фонды и оплачивает помощь при возникновении страхового случая, т. е. при заболевании гражданина);

медицинское учреждение (оно получает деньги от страховой медицинской компании).

Страхователями при ОМС для неработающего населения (пенсионеров, детей, студентов, инвалидов, безработных) являются: органы государственной власти всех уровней; для работающих — работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Размер взносов за работающих определяет постановление Правительства РФ в процентах от заработной платы. Страховые взносы отчисляются работодателем из фонда заработанной платы, но не из заработной платы работника.

Размер страховых платежей на ОМС неработающих определяется на уровне субъекта РФ. Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды ОМС. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ. Фонды передают средства в руки страховых организаций (компаний), которые имеют разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Именно страховые медицинские организации выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор между работодателем и страховой медицинской организацией, получает страховой полис. Полис находится на руках у застрахованного и имеет силу на всей территории РФ, а также на территории других республик, с которыми РФ имеет соглашение о медицинском страховании граждан. Медицинская помощь оказывается при предъявлении гражданином страхового полиса. Наличие полиса является необязательным при оказании помощи по экстренным показаниям или при угрозе жизни пациента (см. Закон РФ от 12.02.94. «О медицинском страховании граждан в РФ», Закон РСФСР от 26.06 91. «Положение о Фонде социального страхования РФ», «Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию», письмо Фонда социального страхования РФ).

Перечень видов бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Объем бесплатной медицинской помощи гражданам гарантируется правительством, утвердившим программу гарантий обеспечения бесплатной помощью, которая описывает гарантии в рамках обязательного медицинского страхования и в рамках помощи, предоставляемой за счет средств бюджета. Бесплатно гражданам предоставляются следующие виды медицинской помощи:

скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

амбулаторно-поликлиническая, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

при патологии беременности, родах и абортах;

при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима.

Права граждан при получении медицинской помощи. При обращении за медицинской помощью гражданин в соответствии с законом имеет право:

на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства (не дать согласие);

получение квалифицированной медицинской помощи в рамках программы по обязательному медицинскому страхованию;

выбор врача и лечебного учреждения;

уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала;

получение информации о своих правах и состоянии своего здоровья, сохранение врачебной тайны;

проведение по его просьбе консилиума и получение консультаций у других специалистов;

облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) вмешательством, всеми доступными способами;

допуск к себе законного представителя, в том числе адвоката; допуск к себе священнослужителя и отправление религиозных обрядов;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью вследствие оказания ненадлежащей медицинской помощи, в том числе и морального.

Бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами. Закон устанавливает группы населения, которым лекарственные средства отпускаются бесплатно или со скидкой, а также категории заболеваний, для лечения которых лекарства отпускаются в том же порядке. Бесплатно получают все лекарственные средства:

инвалиды и участники Великой Отечественной войны (ВОВ) и приравненные к ним в правах граждане;

родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы;

граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов «Жителю блокадного Ленинграда»; Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;

бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;

граждане из числа бывших военнослужащих-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в республике Афганистан и на территории других стран;

дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет;

инвалиды первой группы, неработающие инвалиды второй группы;

дети-инвалиды в возрасте до 16 лет;

граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (получившие и (или) перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, получившие инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, принимавшие участие в 1986 — 1987 гг. в работе по ликвидации ее последствий, дети и подростки до 18 лет, а также дети первого и последующих поколений граждан, относящихся к большой части категорий граждан, имеющих статус подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы), а также вследствие радиационных аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского и военного назначения;

ветераны войны и труда, многодетные и малоимущие семьи, беременные женщины, безработные и отдельные другие группы населения по решению органов государственной власти субъектов РФ.

Бесплатно отпускаются все лекарственные средства гражданам, страдающим диабетом, проказой, раком, СПИДом, а также ВИЧ-инфицированным. При отдельных заболеваниях (детский церебральный паралич, болезнь Паркинсона, миопатия, бронхиальная астма, лучевая болезнь) граждане бесплатно получают только те лекарственные средства, которые необходимы для лечения данного заболевания.

С 50%-и скидкой от свободных цен предоставляются лекарственные средства следующим категориям граждан:

пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;

работающим инвалидам второй группы;

инвалидам третьей группы, признанным в установленном порядке безработными;

участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1900 гг. в пределах зоны отчуждения, военнослужащим и военнообязанным, привлекавшимся для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, являющимся пенсионерами или инвалидами;

ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, беременным женщинам, безработным и другим группам населения (по решению органов государственной власти субъектов РФ).

Бесплатные лекарственные средства отпускают только по рецептам врача, выписанным на специальных бланках. Аптеки получают плату за отпущенные бесплатно и по льготным рецептам лекарственные средства из местного бюджета.

6.5. Типы и виды учреждений здравоохранения

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

амбулаторно-поликлинические (амбулатории, городские поликлиники, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты), косметологические лечебницы, поликлиники на водном транспорте, поликлиники на железнодорожном транспорте, стоматологические поликлиники, центральные районные поликлиники и т.д.;

больничные (городские больницы, детские больницы, центральные районные больницы, больницы на водном транспорте, больницы на железнодорожном транспорте, специализированные больницы, частные лечебницы);

диспансеры (врачебно-физкультурные, кардиологические, кожно-венерологические, наркологические, онкологические, противотуберкулезные, психоневрологические и т.д.);

охраны материнства и детства (родильные дома, дом ребенка, ясли, молочная кухня);

скорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови;

санаторно-курортные (санатории, детские санатории, курортные поликлиники, грязелечебницы, санатории-профилактории).

К санитарно-профилактическим учреждениям относятся: санитарно-эпидемиологические (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, дезинфекционные станции, противочумные станции, изоляционно-пропускные пункты на железнодорожном транспорте), санитарного просвещения (центры медицинской профилактики, дома санитарного просвещения и т.д.).

Существуют также учреждения судебно-медицинской экспертизы (бюро судебно-медицинской экспертизы), аптечные (аптеки, аптечные базы, аптечные киоски, аптечные магазины, аптечные склады, базы и склады медицинской техники, магазины медицинской техники и оптики, контрольно-аналитическая лаборатория).

Ведущее место в структуре учреждений здравоохранения занимают лечебно-профилактические учреждения. Основными принципами их деятельности являются: преемственность в работе различных учреждений и прежде всего поликлиник и стационаров, единство лечения и профилактики, участковый принцип обслуживания, диспансерный метод работы, общедоступность и специализация врачебной помощи.

Источник

Читайте также:  Беседа с людьми с ограниченными возможностями здоровья
Оцените статью