Викторина витамины вокруг нас

Витамины вокруг нас
классный час на тему

1. Познакомить детей с понятиями «витамины», «авитаминоз»; раскрыть значение витаминов в жизни человека.

2. Рассказать в каких продуктах содержатся те или иные витамины.

3. Сформировать у детей культуру здоровья, осознание ими здоровья как главной человеческой ценности.

Скачать:

Вложение Размер
vitaminy_vokrug_nas.doc 188 КБ

Предварительный просмотр:

Ялгинский детский дом-школа

Витамины вокруг нас

Провела: Живова Т.И.

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «витамины», «авитоминоз»; раскрыть значение витаминов в жизни человека.

2. Рассказать в каких продуктах содержатся те или иные витамины.

3.Сформировать у детей культуру здоровья, осознание ими здоровья как главной человеческой ценности.

На нашем сегодняшнем занятии речь пойдёт об одной из важнейших и незаменимых сторон жизни человека – о здоровье. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать много условий, но главное из них это правильное питание. Причём, на каждом этапе жизни оно должно быть различным.

— Скажите, что получает человек вместе с пищей?

— Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?

— Верно, ребята – это витамины. Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов. Особенно весной и осенью наш организм быстро утомляется, снижается иммунитет.

— Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?

— Верно, витамины. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Может, кто-то догадался, что именно послужило источником витаминов для моряков? Если нет, то сегодня вы узнаете об этом.

— Ребята, что же такое витамины?

— Витамины – это вещества, необходимые для поддержания жизни. Витамины, являются незаменимыми помощниками организма. Они служат для укрепления здоровья человека. От уровня обеспеченности организма витаминами зависит уровень физической и умственной активности.

Ещё в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей такая опасная болезнь, как цинга, полностью излечивается. Так в 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные кислые продукты, он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. В 1753 году Линд предложил использовать лимоны и лаймы для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее, Джеймс Кук (английский военный моряк, исследователь, картограф) на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион кислую капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В результате он не потерял от цинги ни одного матроса — неслыханное достижение для того времени. В 1795 году лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков. Это послужило появлением крайне обидной клички для матросов — лимонник. Известны так называемые лимонные бунты: матросы выбрасывали за борт бочки с лимонным соком.

Учёным понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления: оказывается, свежие овощи и фрукты содержат витамины.

Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

В 1912 г. польский врач и биохимик Казимир Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот).

Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, соответственно—А, В, С. Привычные нам буквенные обозначения (рибофлавин – В2, тиамин – В1) – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня известно около 80 видов (витаминов — 13).

Витамины, минеральные вещества и микроэлементы никто не может видеть, потрогать или ощутить их вкус. Однако организму эти активные вещества необходимы, чтобы доставлять такие источники энергии, как белки, жиры и углеводы. Поскольку организм сам не может создавать витамины, мы должны принимать их с пищей. Витамины являются обязательной и незаменимой составной частью рациона, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность организма. Разнообразный состав пищевых продуктов в рационе и правильная кулинарная обработка пищи обеспечивают потребность организма в витаминах. При разнообразном питании человек получает витамины с едой. Некоторые продукты очень богаты одним или несколькими витаминами, но лишены других, поэтому при однообразном питании, а так же при нарушении процессов усвоения витаминов организмом, может возникнуть витаминная недостаточность – авитаминоз . Недостаток витаминов не проявляется сразу, он наступает почти незаметно. Поэтому следует придерживаться суточных доз витаминов. И вот, чтобы этого не случилось, в пищу надо употреблять продукты богатые витаминами.

Основными продуктами, с помощью которых в организм поступает большое количество витаминов, являются фрукты и овощи. Весной, организму особенно необходимы витамины, потому что в зимнее время года, как правило, организм получает меньшее количество необходимых веществ. Найти свежие фрукты и овощи, еще не потерявшие витамины, становится очень проблематичным занятием.

Тут на помощь организму приходят синтетические витамины. Они служат для восполнения необходимых организму веществ. Употреблять витамины в таблетках, рекомендуется после еды, потому что они лучше усваиваются в результате вырабатывания желудочного сока. Хорошему усваиванию и распространению витаминов помогает потребление жидкости.

Потребность в витаминах у разных людей различна и зависит от определенных факторов: физические нагрузки, стресс, употребление лекарств, курение, возраст. Обратите внимание на то, что сладкое вредно не только для зубов, но и для витаминов — сахар не содержит витаминов, но нуждается в некоторых из них для своего расщепления в организме.

— А какие витамины вам знакомы?

Витамины делятся на две группы: жирорастворимые витамины (А, D, Е, К) и водорастворимые , к которым относятся все остальные (С, РР, группы В, Н и другие). Это важно знать для выяснения способа употребления продуктов.

Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке, шпинате, салате.

Витамин В1 и В2 . При их нехватке образуются трещинки и язвочки в уголках рта, шелушение кожи. Их можно найти в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.

Витамин С (аскорбиновая кислота) . Он содержится в чесноке, капусте, луке, капусте, луке, чёрной смородине, киви, апельсинах, лимонном соке, свекле, картофеле, помидорах, яблоках, в плодах шиповника и других овощах, фруктах, ягодах. Если не хватает данного витамина, организм перестаёт сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, снижается иммунитет.

Витамин Д. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими, вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. Можно найти в молоке, рыбе, твороге, сливочном масле, сельди, печени, яичном желтке. А ещё для хорошего роста необходимо солнышко.

Витамин Е. Оказывает положительное действие при заживлении ожогов, замедляет процесс старения клеток, помогает усваивать пищу. Витамин Е — антиоксидант, который имеет большое значение для предотвращения развития злокачественных и сердечно-сосудистых заболеваний. Содержится в злаковых культурах, яйцах, капусте, растительном масле.

Но важно помнить, что усваиваются витамины только с едой. Чашечки кофе недостаточно: вся польза от витаминки пролетит мимо. Не поленитесь полноценно позавтракать.

Тест « Узнай витамин»

1. Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, оздоравливает кожу. (Витамин А.)

2. Этот витамин повышает сопротивляемость организма к инфекциям, влияет на наполнение и расходование энергии, укрепляет кровеносные сосуды, способствует заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии десны, зубы, кости, является сильным антиоксидантом. (Витамин С.)

3. Этот жирорастворимый витамин необходим для абсорбции и утилизации кальция и фосфора в желудочно-кишечном тракте. Он нужен для роста организма и особенно важен для нормального роста и развития костей и зубов у детей. Он также важен для профилактики и лечения остеопороза. (Витамин D.)

4. Этот витамин — антиоксидант, который имеет большое значение для предотвращения развития злокачественных и сердечно-сосудистых заболеваний. Помогает усваивать пищу, оздоравливает кожу, активизирует жизненные силы организма, замедляет процессы старения. (Витамин Е.)

Какой витамин содержится в этих продуктах?

1. Черная смородина, шиповник, апельсин, красный перец, помидор, клюква, капуста, зеленый лук. (Витамин С.)

2. Ржаной хлеб, салат, морковь, картофель, дрожжи. (Витамин В.)

3. Яичный желток, подсолнечное масло/говяжья и тресковая печень, арахис, облепиха, шиповник, черноплодная рябина. (Витамин Е.)

4. Морковь, сливочное масло, молоко, яйцо, рыбий жир, горох, капуста, щавель, облепиха. (Витамин А.)

1. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов, причем в самом большом количестве?

  • в хлебе;
  • в свежей капусте;
  • в печени ;
  • в молоке.

2. Какой витамин вырабатывается в организме только под воздействием солнечных лучей?

  • витамин А;
  • витамин D ;
  • витамин Е;
  • витамин В в .

3. Какой из перечисленных витаминов является водорастворимым?

  • витамин А;
  • витамин В ;
  • витамин D ;
  • витамин К.

4. Как лучше приготовить картофель, чтобы сохранить в нем витамин С?

Игра «Узнай витамин».

Воспитатель читает стихотворение, а дети должны догадаться и сказать, о каком витамине идет речь (А, В, С, D):

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам.

И не только по утрам.

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный — надо пить.

Он спасает от болезней:

Без болезней — лучше жить!

От простуды и ангины

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Итак, ребята, вы видите, что ценность витаминов велика. И здоровье человека во многом зависит от правильного и разнообразного питания. Легче быть счастливым, чем несчастным. Легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилие и жить, любить, работать. Здоровье – это самое главное богатство человека. Жизнь слишком прекрасна, не губите ее.

Источник

Викторина витамины вокруг нас

Викторина «Где живут витамины»

Воспитатель приносит в группу письмо и посылку.

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо и посылка. Вы хотите узнать, от кого это? (ответы детей).

Воспитатель. Давайте прочитаем! (читает обратный адрес на письме).

«Цветочный город, от Знайки» (вскрывает конверт).

«Здравствуйте дорогие ребята!

Пишет вам коротышка из цветочного города, Знайка. Этой осенью

мы собрали богатый урожай овощей. Все коротышки нашего города радуются, только один Незнайка недоволен. Он не любит, есть тыквенную кашу; отказывается от салата с зеленым луком и чесноком. Говорит, что это все невкусно.

«Не хочу я есть салат,
Дайте лучше мармелад!
Не хочу я винегрет,
Дайте булок и конфет,

Фанту, спрайт и пепси-колу!»

Но ведь это все так вредно для детского организма.

Ребята, пожалуйста, помогите убедить Незнайку, что овощи нельзя

заменить конфетами, ведь они так необходимы для здоровья!

Посылаю вам посылку с витаминами.

Заранее вам благодарен за помощь!.

Воспитатель. Ребята, как же нам помочь Знайке и его другу коротышке Незнайке.

Ответы детей (поиск решения проблемы).

Воспитатель. А мы с вами забыли про посылку?

Как вы думаете, что в ней лежит.

Дети высказывают свои предположения и предлагают открыть ящик.

Воспитатель открывает крышку.

Воспитатель. Тут лежит какая-то книжечка «Полезные загадки». Давайте попробуем их отгадать (дети отгадывают загадки, объясняя, по каким

признакам они догадались, о чем идет речь).

1. Расту в земле на грядке, Красная, длинная, сладкая.

  1. ребенок: морковь, потому что она длинная, красная и сладкая, вкусная, хрустящая
  2. Как надела сто рубах, Захрустела на зубах,: 2 ребёнок: капуста, большая, круглая, хрустящая.
  3. Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю, крепко. Что же это?
  4. ребенок: репа, потому, что она желтая, круглая, твердая и растет на грядке.

4. Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою — в бочке,
Желтые, соленые,

Отгадайте, Молодцы,
Как зовут нас?

4 ребенок: огурцы, они зеленые, хрустящие, сочные, а зимой соленые.

5. Прежде, чем мы его съели, Все наплакаться успели.

5 ребенок: это лук, потому что, когда его режут, то плачут.

6 ребенок: лук — круглый, горький, полезный.

6. Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.

К осени краснеют.

7 ребенок: это помидор, он круглый и красный, сочный, витаминный.

Воспитатель. А как помидор еще называют?

7. Велика, тяжела
Золотая голова,
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,

Только шея тонка.

8 ребенок: тыква, она крупная, желтая и круглая.

8. Разноцветный, как фонарик,

Иногда похож на шарик.

Он блестящий, крепкий, гладкий,

9 ребенок: перец сладкий, потому что гладкий,

блестящий, бывает красный, зеленый.

Воспитатель. Все загадки вы разгадали правильно. А как можно все

это назвать, одним словом?

Воспитатель. А где растут овощи.

Дети. В огороде, на грядке.

Воспитатель. Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить.

Все без исключения — в этом нет сомнения.

Но вот только я никак не пойму, про какие витамины писал Знай-

Оказывается в овощах содержатся витамины, которые необходимы

всем людям, чтобы быть здоровыми, бодрыми и румяными.

Воспитатель. А какие Витамины есть в овощах (дети называют витамины, которые знают).

Воспитатель. А в посылке есть книжечка-раскладушка «Где живут

витамины?», она то нам и подскажет в каких овощах, какие витамины живут и какую пользу приносят организму человека (воспитатель достает книжку и

выставляет ее перед детьми).

Большими буквами обозначены витамины: А, В, С, Е, Р, а вокруг находятся овощи (картинки) по которым мы сможем быстро определить какой

витамин в овоще живет.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает книжку, отвечает на возникшие у детей вопросы и предлагает поиграть.

Игра «Витаминные семейки».

Цель: уметь различать овощи на ощупь, по запаху, вкусу; обогащать

знания детей о витаминах, их пользе для здоровья.

Педагог закрывает глаза одному из детей и предлагает вынуть из посылки один из овощей и на ощупь определить его (по запаху, вкусу).

После того, как ребёнок верно назовет овощ, он открывает глаза и

определяет по книжке-раскладушке, какой витамин содержится в этом овоще.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в одном овоще может

быть несколько витаминов.

Дети по очереди выполняют правила игры и раскладывают все овощи по витаминным семейкам: А, В, С, Е, Р.

Затем воспитатель рассказывает детям о влиянии витаминов на организм человека.

Воспитатель. Посмотрите, какие большие витаминные семейки получились!

В каждой польза есть и вкус,

А решать я не берусь,

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Ребята, какой вывод мы можем сделать?

(дети рассуждают, делают вывод о том, как важны витамины для

Воспитатель. Вот мы с вами и выяснили почему необходимо есть

Но как же мы заставим Незнайку их есть.

Воспитатель решает вместе с детьми приготовить витаминные угощения для коротышки Незнайки.

Праздник «Витамины на нашем столе»

проводится в группе во второй половине дня. В нем принимают участие дети

вместе с родителями.

Звучит веселая музыка.

На столах стоят блюда с овощами и бытовая техника (соковыжималка, шинковка, блендер).

Воспитатель. Чтоб здоровым,

Надо овощи любить.

Все без исключения —

В этом нет сомнения.

Незнайка. Не хочу я есть салат,

Дайте лучше мармелад!

Не хочу я винегрет,

Дайте булок и конфет!

Воспитатель. Кто это такой?

Дети. Это Незнайка из Цветочного города.

Незнайка. Да, это я (топает ногой и падает).

Воспитатель. Ой, Незнайка, что с тобой, ты не ушибся?

Незнайка (плачет). Кажется, я что-то сломал.

Это вы все со своим винегретом.

Воспитатель. Ребята, посмотрите-ка на него. Он бледный, вялый, сердитый.

Что-то с ним случилось.

Дети. Он плохо ест, у него что-то болит (дети высказывают свои

Воспитатель. Незнайка просто совсем ослаб, ведь он не ест овощи, а значит

не получает нужных витаминов, чтобы быть здоровым. Как же нам поступить. Дети предлагают изготовить для Незнайки вкусные витаминные,

Воспитатель. А что можно готовить из овощей?

Дети. Салаты, соки, пюре, их можно варить, жарить, тушить.

Воспитатель. Давайте разделимся на три группы. Каждая будет готовить

свое угощенье, а в этом вам помогут ваши мамы. А что нам поможет быстро

приготовить салат, сок и пюре.

Дети. Соковыжималка быстро выжимает сок.

Блендер быстро приготовит пюре, а шинковка поможет натереть овощи.

Воспитатель. Чем еще наши блюда должны привлечь внимание Незнайки.

Дети. Они должны быть вкусными; красивыми, аппетитными.

Чистим овощи в салат —

Весь в заботах детский сад,

Перец, репу и морковку

Режем для салата ловко.

Ну а тыква — просто чудо,

Вес ее почти два пуда!

В ней земли родимой соки,

Солнца свет веселый в ней!

Уплетай за обе щеки —

Будешь всех ребят сильней.

Дети объединяются в небольшие группы, на помощь им приходят

родители. Каждая кулинарная группа обсуждает, что она будет готовить и

какой прибор им понадобится; дети надевают фартуки, моют руки, отбирают

необходимые овощи и начинают работу.

В процессе работы взрослые помогают нарезать, почистить овощи,

следят за техникой безопасности при работе с бытовой техникой.

Дети смешивают продукты, добавляют по вкусу соль, сахар, масло,

мед и т.д. Пробуя блюда вносят изменения в их состав. Отбирают необходимую посуду: салатник, графин; перекладывают в них содержимое; украшают блюдо, придумывают ему название.

Звучит веселая музыка.

От каждой группы выходить представитель, который рассказывает из

чего сделан салат (сок, пюре) и чем полезен.

1. Капустно-перечно-огуречный салат «Витаминный фейерверк» в

нем содержатся витамины: А, С, Е, Р. Они необходимы для того, чтобы были: здоровая кожа, хорошее зрение, сильные мышцы.

2. Тыквенно -морковный сок «Зоркий глаз» в нем содержится вита-

мин А, который влияет на зрение людей.

Томатно-капустный сок «Румяные щечки», содержит витамин С,

который защищает от микробов и вирусов.

3. Капустно-морковно-томатное пюре «Силач» содержит витамины

А, С, В, дает силу, здоровье, ловкость.

Незнайка (дегустирует все блюда).

Ой, какая красота,

Это все так вкусно выглядит, так и хочется попробовать (пробует салат «Силач» показывает свою силу).

И правда столько силы появилось (пробует соки).

Воспитатель. Посмотрите-ка у Незнайки стали веселые глаза и румяные щеки.

(Незнайка пробует салат «Витаминный фейерверк»).

Незнайка. После такого вкусного угощения мне захотелось прыгать,

петь и танцевать.

Всех приглашаю в хоровод «Урожай собирай» (слова Т. Волниной,

музыка А. Филиппенко)

Все участники встают в круг и берутся за руки.

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.

Урожай собираем. Хлопают в ладоши.

И на зиму запасаем!

И на зиму запасай! Кружатся.

Мы — ребята молодцы,

И фасоль, И горох, Стоят на месте собирают огурцы.

Урожай у нас неплох!

Ой -да, и горох. Кружатся.

Урожай у нас неплох!

Ты пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок,

Не ленись, не зевай Пружинка.

И в корзину полезай!

Ой — да, не зевай,

И в корзину полезай! Кружатся.

Едем, едем мы домой,

На машине грузовой. Идут, друг за другом поворачивают

Ворота отворяй, воображаемый руль.

Едет с поля урожай!

Едет с поля урожай!

Незнайка. Спасибо вам ребята, теперь я всегда буду есть овощи. Но у

нас в Цветочном городе никто не умеет такие витаминные блюда готовить.

Воспитатель: что же нам делать?

Дети: надо их написать в книгу.

Незнайка. И правда, вы напишите нам книгу с рецептами и пришлете. Пусть все попробуют.

А мне пора уезжать.

Спасибо вам ребята.

(Дети прощаются с Незнайкой).

Воспитатель. Ребята, а вам понравился наш праздник

Вот на столе лежат овощи (муляжи): морковь, огурец, лук (на каждого ребенка).

Если вам очень понравилось участвовать в празднике, то поднимите

морковку, если просто понравилось — огурец, а если совсем не понравилось — лук.

(Все дети оценили свою деятельность положительно).

Воспитатель предлагает родителям высказать свое мнение о проделанной работе, оценить деятельность детей.

Автор: Шопанова Динара Исаевна ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 «Светлячок». г. Лангепас.

Источник

Читайте также:  Какого витамина не хватает при плохом аппетите
Оцените статью