Урок биологии по технологии проектного обучения в 8 классе на тему:»Витамины — чудесные вещества»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Использование метода проектов — одно из требований ФГОС ООО нового поколения. Конспект урока может быть использован при изучении раздела «Обмен веществ» в курсе «Человек и его здоровье» в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse.vitaminy-chudesnye_veshchestva_.rar | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе на тему: «Витамины – чудесные вещества»
- Сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека;
- Развить проектировочные умения и навыки, творческие способности, познавательный интерес.
- Реализовать деятельностный подход по изучению витаминов.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, коммуникативность, чувство гордости за российских учёных — витаминологов.
- Совершенствовать владение ключевыми компетенциями.
Методы : частично-поисковая беседа, метод проектов, игровой, просмотр компьютерной презентации.
Оборудование: таблицы: «Овощи», «Фрукты»; чертежные листы для оформления результатов деятельности по подготовке к защите проекта, маркеры, поливитаминные препараты; овощи, фрукты, продукты животного происхождения, богатые витаминами, игра «Витаминное лото», мультимедийное оборудование, диск с компьютерной презентацией «Азбука витаминов», проектные задания группам, набор статей и заготовок для оформления схем, дополнительная литература: Детская энциклопедия. Человек. М.: Педагогика. 1975; Зверев И. Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классов. – М.: Вентана — Граф. 2000; Рязанова Е.А. Биология человека в таблицах и схемах. — М.: Школа. 1998.
1.Актуализация темы урока. Выявления первичных знаний о витаминах (ассоциативный ряд) .
2. Запуск проекта.
3. Работа в группах по проектным заданиям.
4. Защита проекта, с обязательной рефлексией.
5. Закрепление изученного материала – просмотр компьютерной презентации «Азбука витаминов».
Игра «Витаминное лото». (Если останется время)
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
1.Актуализация темы урока. Выявления первичных знаний о витаминах
Учитель проводит частично-поисковую беседу, используя плакаты «Овощи» и «Фрукты».
Учитель: Ребята, посмотрите на эти плакаты и скажите, что объединяет овощи и фрукты?
Предполагаемые ответы : — Они вкусные.
Учитель : А почему овощи и фрукты полезны для человека?
Предполагаемый ответ : Фрукты и овощи содержат много витаминов. Учитель: А что такое витамины?
Предполагаемый ответ: Витамины – это какие-то полезные для здоровья человека вещества.
Учитель : Ребята, если витамины – полезные для здоровья человека вещества, то наверно мы должны быть с ними хорошо знакомы. Давайте посмотрим, что вы уже знаете о витаминах. Какие ассоциации возникают у вас со словом витамины?
Учитель записывает на доске ассоциации детей и делает вывод о том, что они кое-что уже знают о витаминах .
Учитель : Вы уже, наверное, догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?
Дети называют свои варианты темы урока. Учитель уточняет формулировку темы урока. Итак, тема нашего урока: «Витамины – чудесные вещества». Открывает презентацию – сопровождение. (Слайд №1) Учащиеся записывают в тетради тему урока.
Учитель : Ребята, на эту тему сегодня мы будем создавать и защищать проект. Как вы думаете, какие вопросы мы должны осветить в своём проекте? (Слайд 2)
- Что такое витамины?
- Когда и кем были открыты витамины?
- Какие известны виды витаминов?
- Каково значение витаминов в организме человека?
- Где содержаться различные витамины?
- В каких количествах они необходимы человеку?
- Чем грозит недостаток или избыток того или иного витамина?
- Как сохранить витамины в продуктах при приготовлении пищи?
Если учащиеся не называют какие-то из вопросов, то их предлагает учитель. Ключевые слова вопросов высвечиваются на экране. Итак, определяются задачи урока. (Слайд 3)
Учитель : Ребята, круг наших интересов мы обозначили. Давайте договоримся о порядке работы. Как вы считаете, любую проблему легче решать в одиночку или сообща? (Дети приходят к выводу, что работать на уроке мы будем группами) Итак, работать мы будем по группам, как вы сидите. Каждая группа — проектное бюро будет готовить к защите проекта определенный блок вопросов, одну из страничек. (Слайд 4) У нас сформировано 4 проектных бюро: «Историческое», Оздоровительное бюро «Кладовая природы», «Кулинарное», «Медицинское». У вас на столах лежат конверты, где вы найдёте свои проектные задания и выдержки из статей, дополнительную литературу, чертежные листы, клей, маркеры. Всё это — материалы, которые вам помогут подготовиться к защите проекта. Обратите внимание на то, что в конвертах имеются некоторые заготовки для схем, но они не полные, поэтому используйте маркеры при доработке схем там, где это необходимо. В конвертах кроме всего прочего есть оценочные листы, где каждый из вас в конце урока поставит себе оценку и получит оценку группы. С учетом этих оценок я выставлю вам свою отметку за работу на уроке. Ознакомьтесь с проектными заданиями. Посмотрите всё ли понятно. Свою работу, я вам советую, начать с распределения заданий в группе. На мозговой штурм постарайтесь затратить не более 3 минут. Затем, начинайте создавать схемы, таблицы, которые пригодятся вам при защите проекта. Итак, если вопросов нет, то начнем работу. На подготовку к защите вам даётся 5-7 минут. Время пошло! (Учитель не громко включает спокойную классическую музыку)
3.Работа в группах по проектным заданиям
Учитель при необходимости оказывает консультативную поддержку. ( Проектные задания смотри в приложение)
4.Защита проекта с поэтапной рефлексией
В начале этого этапа учитель раздаёт рабочие листы с таблицей и рекомендует её заполнять по ходу выступлений учащихся.
Источник
Урок по биологии на тему «Витамины» (8 класс)
Тема урока: «Витамины» (Слайд 1).
Цель: сформировать представление о витаминах и авитаминозах, о значении витаминов, содержании их в продуктах питания и роли витаминов в обмене веществ.
образовательная: дать представление о витаминах и авитаминозах, о значении витаминов, содержании их в продуктах питания и роли витаминов в обмене веществ;
развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать творческое мышление учащихся, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию;
воспитательная: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов, продолжить формирование культуры ЗОЖ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Организационный момент (приветствие, фиксация отсутствующих в журнале). Сообщение темы, цели и задач урока учителем.
Подготовка к активному, осознанному восприятию темы.
Учитель: Сегодня мы с вами попробуем побыть в роли исследователей, фармацевтов и диетологов. Обратите внимание на эпиграфы к сегодняшнему уроку:
«Старайся дать уму как можно больше
«Исследовать – значит видеть то, что
видели все, но думать так, как не
А теперь ответьте на вопрос: «Что вам известно о витаминах?» (Ответы учащихся).
Изучение нового материала.
История открытия витаминов.
Учитель: Как были открыты витамины? Послушаем сообщения учащихся.
Ученик 1: Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий подвергались мучительной болезни, если они долго не употребляли в пищу свежих продуктов и овощей. У мореплавателей распухали и кровоточили десны, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От этой болезни погибало моряков больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.
Ученик 2: Вот страничка из бортового журнала чайного клипера «Глория» (1800 г.):
«…Ураган настиг наш корабль как удар молнии. Синие воды Индийского океана скрылись под седой пеной, мачты ломались и падали за борт, ветер ревел как тысячи разъяренных демонов. На следующий день о буре напоминала лишь крупная зыбь. Красавец корабль теперь напоминал лишь жалкое зрелище. Еще вчера это был самый быстрый парусник со стройным узким корпусом и горой белоснежных парусов. Наши трюмы полны чая нового урожая, и мы ожидали премии за срочную доставку ценного груза в Британию, но теперь корабль потерял почти все паруса, и команда занималась установкой жалкого обломка мачты. Мы совершенно потеряли ход, но трюмы и груз не пострадали от воды, вдоволь было сухарей и солонины и даже пресной воды. Дни потянулись монотонной чередой, и через месяц команду поразила странная болезнь. Силы покидали людей, заболевший человек становился равнодушным к собственной судьбе. Любое действие требовало страшных усилий. На коже появлялись багровые пятна. Распухали и кровоточили десны, расшатывались и выпадали зубы. Больные матросы умирали один за другим. Корабельный доктор безнадежно качал головой и называл эту болезнь научным словом «скорбут». Он говорил, что болезнь отступит лишь тогда, когда корабль достигнет берегов…»
Учитель: Что это за болезнь, каковы ее причины? Могли бы вы на месте доктора спасти заболевших?
Ученик 3: В народе скорбут или цингу умели лечить с давних пор плодами шиповника, «сосновым пивом» — настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину, клюкву.
Долгое время оставалось неизвестным, что содержится в этих продуктах и предотвращает цингу.
Ученик 4: Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием первым открыл русский ученый-врач Николай Иванович Лунин в 1881 г.
Молодой ученый Дерптского университета исследовал роль минеральных веществ в питании. Искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ, Лунин кормил одну группу мышей . Через некоторое время все мыши погибали. Другую группу мышей он кормил коровьим молоком. Эти мыши были здоровы.
Учитель: Какая мысль возникла у ученого?
Ученик 4: У ученого возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает, и сделал предположение, что это какие-то неизвестные вещества, которые в очень малых количествах присутствуют в естественных продуктах, например, таких, как молоко. Так впервые было доказано, что в состав пищи входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. Исследования Н.И. Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли.
Ученик 5: Датский физиолог Христиан Эйкман, работая на о. Ява в 1886-1897 гг., обнаружил, что у кур, которых кормили шлифованным рисом, развивался тяжелый паралич. А куры, получавшие нешлифованный рис оставались здоровыми. Было очевидно, что это обусловлено отсутствием или малым содержанием в пище каких-то «дополнительных факторов питания».
Ученик 6: В 1911 польский ученый Казимеж Функ получил из рисовых отрубей вещество – амин – которое излечивало от паралича голубей, питавшихся шлифованным (очищенным) рисом. Он дал ему название витамин (от лат. «виталис» — животворный). В настоящее время известно около 80 витаминов.
Классификация витаминов. Авитаминоз.
Учитель: Давайте попытаемся сформулировать определение витаминов.
Существуют жирорастворимые и водорастворимые витамины.
Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение.
Обычно человек получает витамины с пищей. Недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Такие заболевания называются авитаминозами.
Роль витаминов в организме человека.
Учитель: Рассмотрим некоторые примеры влияния витаминов на организм человека. Внимательно читая учебник, мы будем заполнять таблицу (работа в парах):
Источник
Открытый урок «Витамины» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова, учитель биологии Селезнева Инна Григорьевна, стаж работы — 26 лет.
Тема урока : «Витамины»
Тип урока : открытие новых знаний.
Дата и место проведения – 8 февраля 2021 года, кабинет биологии МБОУ «Гимназия № 2».
Длительность урока : 40 минут.
Целевая аудитория – обучающиеся 8 класса (14-15лет).
Цели урока : познакомить обучающихся с различными группами витаминов и их нормами при рациональном питании, дать понятие авитаминоз и гиповитаминоз.
Образовательные – сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания.
Развивающие – развивать интерес к предмету, умение обучающихся работать в группе, содействовать формированию информационной компетентности в процессе работы с учебной литературой и другими источниками информации, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, определять цель и составлять план выполнения задания; оценивать ход и результат выполнения задания ; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
Воспитательные – показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Воспитывать собранность, сосредоточенность, самостоятельное мышление, санитарно-гигиенические навыки. О босновывать необходимость ведения здорового образа жизни.
Межпредметные связи : история, мхк, химия.
Термины и понятия : витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, цинга, бери-бери, куриная слепота, рахит.
Психологическая цель : создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Методы: проблемно – поисковые, словесные, наглядные.
Формы: фронтальная, групповая.
— элементы проблемного обучения
— личностно-ориентированные: технология сотрудничества, игровые.
Оборудование: мультимедийное оборудование, флипчарт, репродукция картины Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора священной Римской империи Рудольфа II », раздаточный материал, лабораторное оборудование, йод, яблочный сок, крахмальный клейстер, учебник «Биология. Человек» авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – М. Дорфа, 2018 г..
I. Организационный момент.
— Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
Дуньте на ладони и передайте его друг к другу. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. Вы любите преодолевать трудности? (Ответы обучающихся)
— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
А теперь за работу! Проверим готовность к уроку. На столах лежат карточки со словами, я прошу вас сейчас встать и найти соответственные вашему слову слова.
Давайте проверим, правильно ли вы объединились в группы. Почему вы решили собраться именно в такие логические цепочки?
Карточки «Логическая цепочка» для жеребьевки :
1 группа — аминокислоты, глюкоза, глицерин, жирные кислоты. (Простые соединения)
2 группа – двенадцатиперстная, тощая, подвздошная, кишечная ворсинка. (Тонкий кишечник)
3 группа – белки, жиры, углеводы, вода. (Вещества, поступающие с пищей)
4 группа – пищеварительная система, кровеносная система, дыхательная система, обмен веществ. (Системы органов, участвующих в обмене веществ)
5 группа – клетка, цитоплазма, митохондрия, АТФ. ( В процессе обмена веществ участвуют …)
— Вы молодцы! Присаживайтесь за столы группами, которые получились после составления логических цепочек. У вас на столах лежат карточки менеджмент. Посмотрите на ваш номер. Это ваш номер в команде.
II. Актуализация опорных знаний.
Перед вами репродукция картины Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора священной Римской империи Рудольфа II ». Итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо получил наибольшую известность как создатель портретов из фруктов, овощей, цветов, рыб и других весьма необычных для портретного искусства предметов. Самой известной работой мастера считается именно «Овощной портрет» императора Священной Римской империи Рудольфа II, созданный мастером около 1590 года. Арчимбольдо считается одним из величайших представителей маньеризма XVI века. Главной чертой направления, в те времена, считалось создание тесных отношений между человеком и природой, и художник пытался максимально показать признательность к природе через свои творения. Как вы думаете, почему я вам именно сейчас показываю этот портрет? Что мы будем изучать сегодня? (Дети отвечают).
— Что именно вы хотели бы узнать о витаминах, какова будет цель нашего урока? (Самостоятельно формулируют цели урока).
III . Открытие новых знаний.
Запись темы в тетрадь.
1. История открытия витаминов
Николай Иванович Лунин стал одним из первых, кто задумался о роли веществ, получаемых из продуктов питания. Научное сообщество того времени гипотезу русского врача приняло в штыки, она не была воспринята всерьез. Однако факт необходимости определенного рода минеральных соединений первым выяснил никто иной, как Лунин. (Демонстрация портрета ученого)
Открытие витаминов, их незаменимость другими веществами он выявил опытным путем (в то время витамины еще не носили своего современного названия). Подопытными были мыши. Рацион одних состоял из натурального молока, а других — из искусственного (молочных компонентов: жира, сахара, солей, казеина). Животные, принадлежащие ко второй группе, заболевали и скоропостижно умирали. На основании этого Н.И. Лунин сделал вывод, что «. в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания.»
Через 30 лет, польский учённый – Казимир Функ дал этим веществам название — витамины. Название состоит из двух латинских слов: «vita» и «амины». Первое означает «жизнь», второе включает наименование азотистых соединений аминогруппы. В постоянный обиход слово «витамин» вошло лишь в 1912 году. Дословно оно означает «вещество, необходимое для жизни». — Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, имеющимися в нашем кишечнике.
При недостатке того или иного витамина активность снижается. Вследствие этого обмен веществ нарушается, и развивается определенное заболевание. Нарушение обмена веществ, возникающие при недостатке витаминов, называют гиповитаминозами, а при полном их отсутствии – авитаминозами.
Для нормальной жизнедеятельности человеку нужно около 20 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: A , B , C , D , Е и т.д.
Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. Подробнее познакомиться с витаминами поможет работа в группе.
Каждая из групп сейчас, пользуясь материалом учебника (параграф 37) и информационными листами (Приложение 1), которые лежат у вас на столах, будет составлять характеристику одного витамина. ( В соответствии с номером стола)
1 стол – Витамин С
2 стол – Витамины группы В
3 стол – Витамин А
4 стол – Витамин D
5 стол – Витамин Е.
Я вас попрошу, ваши работы оформить в более, как мне кажется, привычном для вас формате, в виде профилей в соцсетях. Приступайте к работе.
IV . Закрепление знаний
Обнаружение витамина С в яблочном соке
Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка).
Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.
Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю
аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Определение витамина А в подсолнечном масле . (при наличии FeClз.)
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
V . Подведение итогов . В листах самооценки (Приложение 2) поставьте себе оценку, на которую, как вам кажется, вы работали сегодня на уроке. Если вы поставили себе «3» — топните, если ваша оценка «4» — хлопните один раз, ну а если ваша оценка «5» — поаплодируйте себе. Вы это заслужили!
VI . Домашнее задание . Изучить параграф 37 и выполнить задание 4 на странице 241 (письменно).
Индивидуальное задание: на основе полученных знаний составить рацион питания на один день для вашего сверстника, учитывая, что он спортсмен и после занятий посещает бассейн, где в течение 1 часа плавает кролем.
VII . Рефлексия. На стенах в кабинете висят твиты, которыми сейчас многие пользуются в сети интернет для выражения своих чувств на определенном промежутке времени. Подойдите, пожалуйста, к той записи, которая, как вам кажется, выражает ваши чувства и мысли после сегодняшнего урока. Почему вы выбрали этот твит?
«То, что мы знаем,-ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно» П. Лаплас
«Учения корень горек, да плод сладок» Леонардо да Винчи
«Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на её вершины» И.П. Павлов
«Как приятно знать, что ты что-то узнал!» Мольер
Последнее высказывание вырвано из контекста и, если прочитать все произведение Мольера «Мещанин во дворянстве», становится понятно, что фразу произносил герой, который делал несколько дел одновременно и не делал хорошо ни одного дела. Ребята, старайтесь всегда в любом деле дойти до сути!
Источник