Взаимодействие доу с семьями воспитанников по формированию зож

Взаимодействие ДО и семей воспитанников по формированию у детей основ здорового образа жизни
консультация на тему

Взаимодействие детского сада с семьей всегда было актуальным, так как для достижения наилучших результатов воспитательно-образовательного процесса необходимо единство требований, предъявляемых к ребенку дошкольнику, как со стороны педагогов, так и со стороны самых близких малышу людей – родителей. Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeystvie_do_i_semey_vospitannikov_po_formirovaniyu_u_detey_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni.docx 127.99 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДО и семей воспитанников по формированию у детей основ здорового образа жизни

Консультация для воспитателей

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания. О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное питание и пассивный образ жизни современных семей. Учитывая это, наиболее эффективным способом формирования культуры здоровья у детей является личный пример родителей. Родители являются первыми педагогами для своих детей, а дошкольные учреждения оказывают семьям квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития дошкольников.

Взаимодействие детского сада с семьей всегда было актуальным, так как для достижения наилучших результатов воспитательно-образовательного процесса необходимо единство требований, предъявляемых к ребенку дошкольнику, как со стороны педагогов, так и со стороны самых близких малышу людей – родителей. Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Основными условиями для тесного сотрудничества и установления благоприятных взаимоотношений должны стать взаимная заинтересованность сторон в достижении цели здоровьесбережения, открытость, доверие, взаимопомощь. Учитывая это, педагоги находятся в постоянном поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту у воспитанников, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу.

Таким образом, цель методической работы – формирование семейного здорового образа жизни.

1. Ориентирование семьи на воспитание здорового ребенка.

2. Повышение уровня валеологической культуры родителей посредством проведения просветительской работы.

3. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.

4. Содействие обмену опытом между родителями методами сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Для решения задач необходимо использовать модель взаимодействия дошкольного учреждения и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, где должна быть цель взаимодействия, принципы воспитания ребенка в дошкольном учреждении и семье, условия реализации модели при этом учитывая требования к организации работы с семьей:

  1. Руководство дошкольного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного детского сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами. Взаимодействие должно осуществляться на уровне «детский сад — родитель».
  2. Образ жизни ребенка-дошкольника формируют его родители при условии их компетентности в области формирования здорового образа жизни ребенка.
  3. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями воспитанников осуществляется через те формы взаимодействия, которые:
  • актуальны для конкретного сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами;
  • востребованы родителями.
  1. Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей должно осуществляться на позициях диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны осуществлять семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, особое внимание необходимо уделять постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

В ДО ежегодно планируется много мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей воспитанников, укреплению семейных связей и гармонизации детско-родительских отношений. Родители воспитанников, включаясь в деятельность учреждения, как правило, выбирают мероприятия, в которых находят ответы на актуальные для себя вопросы. В целях активизации участия родителей в образовательном процессе в нашем ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия с семьей по вопросам здорового образа жизни. Наиболее популярными, эффективными и самыми посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность со своими детьми.

Темы по взаимодействию с семьями воспитанников

Конкурсы семейных поделок «Нестандартное физкультурное оборудование семьи». Представление нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из бросового материала (для развития дыхания, зрения, ловкости, меткости, двигательных умений, атрибутов к спортивным играм и т. д.); дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, разнообразные тоннели, ходули и многое другое. Требования к работам: аккуратность, эстетично, доступность и легкость в применении с дошкольниками в разных видах двигательной деятельности. Оборудование должно отвечать требованиям безопасности.

«Домашние рецепты полезного питания». Рецепты блюд представить в виде стенгазет, на которых изображен процесс приготовления блюда с фотографиями и рецепт.

Совместные физкультурные занятия с родителями «Вместе с мамой, вместе с папой» решают задачи физического развития и воспитания дошкольников, улучшают качество общения и взаимодействия родителей и детей. Каждое занятие является интересным и увлекательным. Для этого педагогами используются сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных мероприятий. Раз в год можно провести (весна-лето) соревнования между командой педагогов и командой родителей по спортивным играм.

Фотовыставки: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (семейные способы закаливания, «Активный отдых нашей семьи». Фотографии из личного архива дошкольников помогают актуализировать личный опыт занятий спортом ребенка с родителями, вызывают чувство гордости за себя и свою семью.

Цель — акцентирования внимания о здоровье и здоровом образе жизни:

  • Акция «Цветок настроения» — в приемной вывешивается цветок с разноцветными лепестками, родители выбирают определенный лепесток, тем самым узнают, как цвет влияет на состояние здоровья и настроение.
  • Акция «Витаминка» — родителям раздаются заранее подготовленные картинки с изображением фрукта или овоща с информацией о полезных витаминах в них, о том, как они способствуют укреплению здоровья.
  • Акция «Дерево жизни» — в приемной вывешивается изображение ствола дерева, заранее подготавливаются листочки, на которых родители пишут свои рекомендации по укреплению здоровья.

Организация таких совместных мероприятий позволяет участникам продемонстрировать способы формирования ЗОЖ в семье, проявить заботу о здоровье своей семьи, дает возможность не просто поделиться своим опытом сохранения и укрепления здоровья семьи, но и перенять его у других, почерпнуть что-нибудь ценное для себя. А также интересно и увлекательно провести время со своими детьми, привлечь к совместной деятельности близких родственников. Такие мероприятия являются показателем того, что непосредственное участие родителей способствует созданию положительной мотивации у дошкольников к занятиям физической культурой, укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых, семейных традиций, улучшению психологического климата в семье.

Источник

«О взаимодействии ДОУ и семьи по вопросу воспитания здорового образа жизни дошкольников.»
консультация на тему

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_2.docx 21.92 КБ

Предварительный просмотр:

О взаимодействии ДОУ и семьи по вопросу воспитания здорового

образа жизни дошкольников.

Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому перед нами встал вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. Приступая к работе по оздоровлению мы отметили, что эффективность нашей оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада. Нами была определена основная цель взаимодействия с родителями: Создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей. Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:

1. Формировать навыки здорового образа жизни у членов семьи.

2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья как своих детей, так и своего собственного.

4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

В соответствии с целью и задачами мы определили

принципы взаимодействия с семьей:

  1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия .

Когда родители впервые привел своего ребенка в детский сад, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, нам необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открытыми для общения.
2. Принцип «Активного слушателя».

В своей работе с родителями мы стремимся внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства.

Например, мама Кати делится своими переживаниями о том, достаточно ли тщательно одевается ее ребенок на прогулку, так как он подвержен простудным заболеваниям. Беседуя с ней, мы объясняем, что хорошо понимаем ее беспокойство и озабоченность, и проконтролируем, как Катя одевается на прогулку.
3. Принцип согласованности действий.

Мы стараемся подробно познакомить родителей с правилами, действующими в нашей группе, и согласовать эти правила с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни.

Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомления и капризов ребенка.
4. Принцип самовоспитания и самообучения.

Мы призываем родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.
5. Принцип жизненного опыта.

Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делимся им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их.

Например, мама Артема. обсуждает с воспитателем проблему частых простудных заболеваний своего сына. Воспитатель дает советы, как оздоровить ребенка, как правильно одевать его на прогулку. В беседу включается мама Матвея и делится своим опытом оздоровления ребенка.
7. Принцип безусловного принятия ребенка.

Этого принципа мы придерживаемся в своей повседневной работе и объясняем родителям, что принимать ребенка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.

Мы уверенны, что для того, чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями. Способы сообщения информации мы подбирали интересные, чтобы постепенно менялись представления родителей о собственной роли и их взгляды на опыт оздоровления, который приобретают дети в детском саду. На начальном этапе работы основной целью было налаживание взаимопонимания между нами и родителями, достижение заинтересованности родителей проблемой формирования здорового образа жизни детей. Необходимо было подвести родителей к пониманию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребенок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребенка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья.
Нами был проведён социологический опрос и составлен социальный паспорт группы с целью лучше познакомиться с семьёй, выявить трудности семейного воспитания, определить наиболее «популярные» формы работы с родителями. Затем мы подробно познакомили родителей с работой по формированию здорового образа жизни детей, проводимой в нашей группе.

На родительском собрании «О здоровье всерьёз», которое проходило в форме круглого стола, совместно с воспитателем медиком, психологом, обсуждались вопросы о важности движения, правильного питания, сна. Особое внимание обратили родителей на такой метод как закаливание.
В конце собрания родители сделали вывод, что с помощью выше перечисленных специальных процедур повышается устойчивость организма к заболеваниям, к неблагоприятным факторам и повышается иммунитет организма ребёнка. В конце собрания провели тренинг «Мой ребёнок будет здоров, если я…» и раздали памятки по проведению закаливания.
В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями были использованы следующие информационно-наглядные мероприятия:
— папки-передвижки на тему«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста», «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь», «Берегите зрение ребенка», «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», и т.д.

А также — рекомендации медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний; — проводятся индивидуальные беседы с родителями «Как одеть ребёнка на прогулку в зависимости от погоды», «Нужно ли гулять с ребёнком зимой», «О режиме дня» и др.

— изготавливаем памятки для родителей по темам: «Как закалять ребёнка», «Как сохранить зрение ребёнка», «Как сформировать правильную осанку».

Большой популярностью у родителей пользуется такая форма работы, как проведение консультационных дней. Мы подбираем и предлагаем родителям научно-популярную литературу о здоровом образе жизни, организуем консультации специалистов (врача,. Инструктора по физической культуре , методиста, мед. сестры, психолога), разрабатываем совместно с врачом и медицинской сестрой индивидуальные рекомендации.
Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги « Мама ,папа и Я здоровая семья! («В здоровом теле – здоровый дух!», «Спорт – это наше здоровье, красота, смех»).
Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей была более эффективной, мы в будущем планируем:- организовать распространение передового семейного опыта на родительском собрании (родители, поделятся опытом, обсудят различные проблемы: «Семейные традиции – основа здорового образа жизни в семье», «Профилактика инфекционных заболеваний»,и т.д. Выпуск семейных газет «Наш семейный отдых», которая позволит не только рассказать, но и показать, как они проводят выходные и праздники в кругу своей семьи, поделиться впечатлениями. Проведение этой работы позволит нам сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса. Все эти мероприятия позволят нам привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле.

Итак, здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах его формирования, укрепления и поддержания. Осведомленность родителей дошкольников, в свою очередь, во многом определяется профессионализмом педагогов, так как именно педагог, по мнению родителей, является основным источником получения информации в дошкольном образовательном учреждении.

Источник

Читайте также:  Лечение фарингита у взрослых по зож
Оцените статью