Задачи родителей по сохранению здоровья детей

Задачи родителей по сохранению здоровья детей

Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия . При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая . Духовное здоровье обеспечивается системой мышления , познанием окружающего мира и ориентацией в нем . Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой , родными , друзьями , обществом , умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий .

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям , их интерес к спорту , активность и инициативу . Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях , естественно возникающая их совместная деятельность ( обсуждения успехов спортивной жизни страны , переживания при просмотре телевизионных спортивных передач , иллюстраций в книгах на спортивные темы и др .).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям , положительному поведению отца и матери , укладу жизни семьи .

Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка , которые являются фундаментом здоровья . Для этого необходимо развивать в нем доброту , дружелюбие , выдержку , целеустремленность , смелость , оптимистическое отношение к жизни , чувство радости существования , способность чувствовать себя счастливым , верить в собственные силы и доверять миру .

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония , адекватная положительная самооценка , которые возникают , если ребенок свободен от чувства тревоги и страха , живет с уверенностью в своей защищённости и безопасности . Важно , чтобы по мере освоения духовной культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе , настроение особой радости от понимания своей уникальности , неповторимости , безграничности своих творческих возможностей , чувство доверия к миру и людям .

Читайте также:  Здоровье что можно есть при инфекции

Организуя духовное воспитание , помните :

— если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе ,

— если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить ,

— если ребенку удается достигать желаемого — он учится надежде ,

— если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь .

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны . Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться , позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности , повышать свой интеллектуальный потенциал .

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести здоровый образ жизни . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , и каждый сам несет ответственность за сохранение своего здоровья .

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение , необходимо заинтересовать

В семье проходит большая часть жизни человека . Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство , целая экологическая микросистема , в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности , развивать , реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи .

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным . Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире .

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством , в котором протекает большая часть жизни каждого из них .

Каждый член семьи занимает определенную нишу , то есть выполняет определенные , необходимые для поддержания баланса системы функции .

Проблема состоит в том , что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества . При этом , сокращение свободного времени родителей из – за необходимости поиска дополнительных источников дохода , психологическая перегрузка , стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости , что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку . Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка , им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы , тем более , что многие дети большую часть времени находятся в образовательном учреждении . Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка . Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума , который его окружает .

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего . И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой , с постоянным ростом нагрузок , психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии , но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни . Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности , гигиенической культуры родителей и уровня их образования .

Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок , а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда , когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь . Большинство родителей не понимают самой сущности понятия « здоровье » , рассматривая его только как отсутствие заболеваний , совершенно не учитывая взаимосвязи физического , психического и социального благополучия . В результате у детей формируются вредные привычки , от которых избавиться бывает очень трудно . Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой , а формируется у человека с ранних лет , прежде всего внутри семьи , в которой родился и воспитывался ребенок .

Задача родителей – донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка , обучить искусству укрепления здоровья .

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями . Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья , а вести их за собой по этому пути своим примером .

Основной задачей для родителей является : формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести ЗОЖ . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , главное условие достижения любой жизненной цели , и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья .

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – « Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести !».

Роль семьи в системе здорового образа жизни человека , во многом определяет , кем станет ребёнок в будущем , в том числе , какой образ жизни он изберёт . Таким образом , можно сделать вывод , что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения .

Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний . Следует подчеркнуть , что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний , предотвращающая их возникновение , расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека .

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это – рациональный режим ; систематические физкультурные занятия ; использование эффективной системы закаливания ; правильное питание ; благоприятная психологическая обстановка в семье .

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний , опыта , терпения и непосредственного участия . Родители должны : периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни ; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом ; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой ; следить за состоянием физического развития , осанкой , здоровьем детей .

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому , чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения . И роль семьи здесь неоспоримо высока .

Несколько советов, как приучить своего ребенка к здоровым привычкам

1. Рациональное питание . Реклама фастфуда и вредных продуктов берет верх над пропагандой здоровой пищи . Важно оградить ребенка от негативного влияния маркетинговых компаний . Рациональное питание предполагает отказ от вредной пищи . Это не обозначает , что нужно сидеть на строгой диете . Есть огромное разнообразие разрешенных и экологических продуктов . Ваша задача – привить ребенку любовь к полезной и здоровой пище . Не отходите от правила покупать в дом только полезные продукты . Сначала ребенок может капризничать и возмущаться , а потом привыкнет . И в будущем скажет вам спасибо за то , что вы вырастили из него здорового и полноценного человека .

2. Регулярные занятия спортом . Для этого вам нужно тоже участвовать в этом процессе . Здесь важно показать на собственном примере , насколько важны физические упражнения . Можно для начала устраивать спортивные пробежки , либо игры с мячом на природе . Не помешает учить ребенка различным видам спорта , желательно все — таки при этом что — то уметь самому и быть физически подготовленным . Показывайте ему , как прекрасно прыгать на скакалке , попадать мячом по кольцу , наворачивать круги на велосипеде . Можно записать свое чадо в какую — нибудь спортивную секцию . Это может быть секция в школе или в любом другом заведении . Обязательно выясните , какие у вашего ребенка предпочтения , что именно он любит . Чтобы у него не возникало отвращения или страха перед занятиями . Вы должны привить любовь к какому — либо спорту .

3. Исключите вредные привычки . Если не получается этого сделать , то хотя бы не курите и не употребляйте спиртные напитки при ребенке . Такое поведение должно быть исключено , если вы не хотите вырастить больного и несчастного человека . Лучше , конечно , не иметь таких привычек самому . Поскольку , так или иначе , ваш ребенок узнает о вашей зависимости и обязательно захочет это попробовать .

4. Соблюдайте гигиену . Приучите себя и свое чадо к чистоте и соблюдению личной гигиены . Важно с ранних лет привить ребенку чистоплотность . Чистота – залог здоровья , она снижает риск заболеваемости в разы .

5. Не устраивайте скандалов при ребенке . Психологическое здоровье отражает все свои изъяны на физическом состоянии человека . Помните , что ваш ребенок должен расти в здоровой психологической атмосфере .

192281, Санкт-Петербург, улица Малая Балканская, дом 16, корпус 2, литера А

Источник

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей
статья (7 класс) по теме

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний.

Скачать:

Вложение Размер
sohranenie_zdorovya_rebenka-_vazhneyshaya_zadacha_roditeley..doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Поэтому первоочередной задачей учителей и родителей должно быть укрепление здоровья, предупреждения утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у наших детей.

Занятия в школе резко повышают нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы и умственным трудом. Школьник утомляется — и это нормально. Вам ,родителям, важно сделать эту утомляемость не фатальной, а ,скорее, минимальной. Работоспособность детей в среднем школьном возрасте подвергается циклическим колебаниям в зависимости от времени суток, дня, недели, времени года.

Для предупреждения утомляемости, её снижения чрезвычайно важно для учащихся выполнения ими режима дня. Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха – тогда нервная система быстро истощается. Наступает утомляемость ребенка. Организация сна и бодрствования –важная часть семейного воспитания.

Правильно организовать режим дня школьника –

-это обеспечить ему достаточный по продолжительности сон; время подъема и отхода ко сну должно быть строго установленным;

-предусмотреть регулярный приём пищи –желательно в одни и те же часы;

-установить определенные часы приготовления уроков;

-выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности. Помощи семье.

Несмотря на достигнутые успехи медицины, всё ещё имеют широкое распространение и вызывают особую тревогу инфекционные заболевания.

Для того ,чтобы лучше знать меры предупреждения инфекционных заболеваний, необходимо дать некоторые сведения о них.

Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм болезнетворных микроорганизмов (микробов, вирусов), которые при благоприятных для них условиях (например, ослабление организма человека) начинают бурно размножаться. Ответная реакция организма человека и проявляется в виде болезни.

Надо иметь в виду два обстоятельства. Между заражением (или так называемым контактом с больным) и проявлением болезни проходит определенный период (инкубационный период), который может колебаться в значительных пределах, в зависимости, от болезни, от нескольких часов до нескольких месяцев. Поэтому не у всех детей болезнь может проявляться одновременно. Значит, уже при одном случае заболевания должна возникнуть настороженность.

Многие инфекционные болезни имеют довольно четко выраженную сезонность. Поэтому все родители должны помнить, что в осеннее- зимний период чаще вспыхивает грипп, летом- дизентерия.

Что же можно сделать для предупреждения заболевания гриппом?

Известно, что под влиянием свежего воздуха и солнца за 20-30 мин. Количество микробов уменьшается на 70-80%. Вот почему особенно во время вспышек гриппа так важно проветривать комнаты, изоляция от коллектива и т. д.

Другая группа болезней носит название острых кишечных инфекций. Болезни эти могут распространятся несколькими путями.

Например, через загрязненную воду, пищу, фрукты, овощи. Поэтому очень важно следить за употреблением в пищу желательно вымытых овощей и фруктов. Загрязненная вода может служить источником многих заболеваний, среди которых, помимо дизентерии, одной из наиболее опасных,- вирусный гепатит.

Особенно осторожно нужно быть в летнюю пору во время походов, экскурсий. Питьевую воду нужно носить с собой в закрытой посуде.

Вторая проблема, решение которой важно для предупреждения кишечных инфекций,- мытье рук, и в первую очередь перед едой и после посещения туалета.

Третья группа инфекционных болезней связана с животными, которые являются переносчиками болезней: комары например, переносят малярию, блохи чуму, слепни — сибирскую язву, кошки — стригущий лишай.

Для предупреждения таких заболеваний надо убедить детей не брать в руки животных, не ласкать бродячих кошек и собак.

Итак, каковы же основные направления предупреждения инфекционных болезней:

— общее оздоровление организма;

— создание в школе и дома благоприятных условий, препятствующих распространению болезней;

— своевременное выявление недуга и изолирование заболевшего ребенка.

Жизнь наша развивается противоречиво. С одной стороны, переселение в комфортабельные квартиры, освобождение от тяжелого физического труда, облегчение всей жизни, а с другой стороны появление новых опасностей; многоэтажные дома с балконами и большими окнами, которые страшно открыть, бетонные ступени, асфальтированные дороги и наполненные машинами улицы, в каждой квартире электричество, газ и множество сложных бытовых приборов и приспособлений. В этой обстановке даже уменьшение числа детей в семье и организованная забота о них не спасают положения: детский травматизм неизбежно растет.

Возможны два принципиально различных пути его предотвращения. Первый состоит в стремлении взрослых обезопасить жизнь, убрав от ребенка опасности или ребенка от них. Дети при этом остаются в неведении: они не знают, что в окружающей жизни есть опасности, и вырастают неосторожными. Они не умеют обращаться с опасными предметами и будут беспомощными в любой опасной обстановке.

Но возможен другой путь: сознательно готовить ребенка к встрече с опасностями, которые всегда были, есть и будут в жизни, чтобы он:

— знал опасности, которые могут ему встретиться и был бы поэтому сам осторожен и других мог предупредить;

— умел обращаться с опасными предметами, инструментами, веществами;

— был сильным, ловким, сообразительным, чтобы выходить из сложных и опасных положений;

— знал меру своих возможностей; чтобы чувствовать границу допустимого риска.

На долю ребят среднего школьного возраста приходится более 40% случаев детского травматизма. Подростки как правило склонны к опасным шалостям, интересуются пиротехникой, участвуют в драках и т. д. Поэтому и травмы у них бывают тяжелые. Например, сотрясение головного мозга и другие повреждения головы составляют 30%, переломы костей 40%, ранения внутренних органов, обширные ожоги, серьезные травмы мягких тканей, укусы животных- 27%; травмы глаз-3%.

Тяжелые повреждения ребенок получает при падении с высоты ( окна, балкона, крыши, дерева, качелей, велосипеда ), или на ровном месте ( по невнимательности ), зацепившись за проволоку, трубу, порог, корень дерева, поскользнувшись, попав в яму, траншею, открытый люк, колодец.

Около 15% травм подростки получают в результате неисправности бытовых и электроприборов, а также повреждения электропроводов в подъездах, подвалах, улице.

Ранения острыми предметами ( ножом, топором, пилой, молотком ), всего из-за неправильного обращения с этими предметами. Больше всего ранений ребята получают от осколков стекла в водоемах, песке.

На первый взгляд кажется, что несчастный случай происходит неожиданно. Однако, анализируя большой материал о пострадавших детях, можно выявить типичные опасные ситуации, в которые попадают дети. Чтобы предотвратить эти ситуации, нужна в школе и дома профилактика детского травматизма.

Систематическое обучение правилам безопасности, безопасного поведения, их показ и тренировка- основа профилактики травматизма детей. Детям нужно не только рассказывать о правилах поведения, но и показывать безопасные способы выполнения таких распространенных в обыденной жизни действий, как нарезание хлеба, чистка овощей, открывание консервных банок, разогревание пищи и т. д.

Если запрещать все, то это, наоборот, может привести к обратному эффекту.

Травмы, получаемые результате падений, составляют всех повреждений, случающихся в доме и во дворе. Следует не просто запрещать детям лазать по деревьям ( они все равно это делают ), надо их научить осторожности, рассказать о недопустимости некоторых действий ( раскачиванию на тонких деревьях, избегать сухих и тонких сучков и т. д.

Что же может помочь нашим детям укрепить здоровье?

Прежде всего- это благоприятный психологический климат в семье. Ваши отношения с ребенком должны сложиться так, чтобы он всегда был уверен: дома его поймут, посоветуют как поступить в той или иной ситуации, а не ограничатся нравоучениями. Стать не просто родителями, но и друзьями своих детей — задача трудная, но выполнимая.

Продуманный, здоровый режим, спокойная обстановка, интересные для подростка и посильные для него занятия, доброжелательность и понимание со стороны окружающих его людей, контроль за состоянием его здоровья – основные условия того, что ребенок, школьник будет расти и развиваться благополучно.

Источник

Оцените статью