- Сибирский психологический журнал
- Критерии психологического здоровья
- 7 критериев психического здоровья
- 1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
- 2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
- 3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
- 4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
- 5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
- 6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
- 7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
- Критерии и нормы психологического здоровья
- Психологические условия поддержки психического здоровья старшеклассника .
- Типы темперамента. Специальные способности личности
- Темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации личности, .
- Психологическая устойчивость к стрессам
- Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров
- Примеры похожих учебных работ
- Мотивация деятельности человека
- Надежность деятельности человека-оператора
- 1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и безусловные рефлексы, .
- Психологическое сопровождение деятельности человека
- Цвет в жизни и деятельности человека.
- Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Факторы, влияющие .
Сибирский психологический журнал
«Сибирский психологический журнал» является научно-практическим периодическим изданием, публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии. Адресован профессионалам в области психологии, педагогики и других наук о человеке.
Тематика журнала:
« Сибирский психологический журнал» публикует теоретические и экспериментальные работы по общей психологии, психологии личности, истории психологии, педагогической психологии, психологии индивидуальных различий, клинической психологии и социальной психологии.
О трасли науки и/или группы специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени
19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
19.00.07 — Педагогическая психология
19.00.04 — Медицинская психология
19.00.05 — Социальная психология
19.00.13 — Психология развития, акмеология
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ( Свидетельство ПИ N 77-12789 от 31 мая 2002 г. ). Международным центром ISSN (Париж, Франция) 04 января 2003 года журналу присвоен международный стандартный номер для сериальных изданий (International Standard Serial Number): ISSN 2411-0809 (Online) , ISSN 1726-7080 (Print)
Наш журнал входит в «Перечень российских рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». (По состоянию на 26.12.2019 г.)perechen-vak_na-26-dekabrya-2019-g.pdf
« Сибирский пси хологический журнал » (SIBERIAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY) индексируется в БД Web of Science Core Collection’s Emerging Sources Citation Index, Scopus.
Сибирский психологический журнал включён в международную базу данных ERICH PLUS (The European Reference Index for the Humanities and the Social Sciences).
Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Информация о публикациях в журнале регулярно по установленной форме поставляется в систему РИНЦ.
Официальные языки журнала: русский и английский.
Все публикации осуществляются на некоммерческой основе, т.е. авторы не платят за публикацию.
Сибирский психологический журнал распространяется только по подписке, его подписной индекс 54242 в объединённом каталоге «Пресса России». Полнотекстовые версии вышедших номеров можно посмотреть в разделе «Архив»
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, «Томский государственный университет»,
Факультет психологии
Главный редактор:
Залевский Генрих Владиславович, член-корр. РАО, д-р психол. наук., профессор
Заместитель главного редактора:
Лукьянов Олег Валерьевич, д-р психол. наук, профессор.
Ответственный секретарь редакции журнала:
Алексеевская Екатерина Олеговна
Источник
Критерии психологического здоровья
Существует несколько критериев определения нормы психического здоровья: статистический, адаптационный, гуманистический. Каждый из этих критериев имеет свои достоинства и недостатки.
Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезни и адекватным поведением. По сути, в данном критерии ставится акцент не на здоровье, а на симптомах болезни, отсутствие которых позволяет судить о степени душевного благополучия. Этот критерий до последнего времени являлся основным в определении здоровья. Но отсутствие болезни еще не говорит о том, что человек психически здоров.
В рамках негативного критерия интересен подход А.А. Пузырей. Исследователь говорит о различении «болезни-к-смерти» и «болезни-к-жизни», а также «здоровья-к-смерти» и «здоровья-к-жизни», вводя соответствующий критерий оценки благополучия душевной жизни человека. Так, здоровье, избавляющее от болезни в критической ситуации, может оказаться чем-то более нездоровым, чем болезнь, которая пытается поставить человека перед возможностью понимания чего-то насущного в его жизни. А вот такое исцеление в этом случае «здоровье-к-смерти».
Поэтому сложно разводить болезнь и здоровье, даже зрелость и незрелость личности человека «путнего» (человека пути) и бес-путного. Сама болезнь уже не может выступать критерием неблагополучия, но способна менять свой смысл в зависимости от того, будет ли она шагом становления жизненного пути или нет.
Страдание может быть продуктивным, а может быть и не продуктивным. Отвергая разделение между здоровьем и болезнью, мы вводим иное различение: пространство вне-пути, где имеет значение разделение на болезнь и здоровье, и пространство пути, где значимо лишь его становление. Вводя понятие жизненного пути личности, мы ставим его вне зависимости от пространства болезни / здоровья.
За норму психического здоровья берутся среднестатистические показатели психологических измерений. Здесь возникает проблема определения показателей здоровья. Какие проявления и психические новообразования можно рассматривать как признаки, показатели оптимального состояния психологического здоровья?
При использовании статистического критерия невозможно учитывать индивидуальный аспект психического здоровья, к тому же не только люди с нарушениями психики оказываются за пределами нормы, но и одаренные.
В центре данного критерия – адаптивность и адаптированность личности в системе социальных отношений. Главный критерий оценки психического здоровья, оптимального функционирования личности — это характер и степень включенности индивида во внешние биологическое и социальные системы. С одной стороны, подразумевается такой уровень развития природных задатков человека, при котором обеспечивается выживание и приспособление к окружающей его природной среде. С другой стороны, речь идет о степени сформированности его социальных отношений и мере соответствия его поведения основным нормам и требованиям, которые предъявляются социумом. В данном контексте оздоровление понимается как успешная адаптация и гармонизация отношений человека с окружающим его миром.
Теоретические предпосылки данной модели мы можем обнаружить, с одной стороны, в эволюционном учении Ч.Дарвина, который читал главной движущей силой эволюции борьбу за выживание, приводящую ко все более совершенному приспособлению к окружающей среде, а во-вторых, в социологии О.Конта, и в особенности Э.Дюркгейма, рассматривавшего любое проявление духовной жизни человека прежде всего как функцию его социальных отношений. Именно из этих двух источников заимствованы два основных параметра, на которые, так или иначе, ориентируется современная медицина, психиатрия и психология, определяя понятие «здоровье»: приспособленность к окружающей биосоциальной среде и гармоничная включенность в сообщество людей. Таким образом, психическое здоровье человека может рассматриваться через призму его индивидуально-личностной адаптации.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. в рамках данного критерия предлагают выделять следующие признаки:
· соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции внешним раздражителям, значению жизненных событий;
· адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
· адаптивность в микросоциальных отношениях;
· способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.
Адаптационный критерий особенно распространен в западной культуре, что проявляется даже в названии типа людей с отклонениями от нормы психического развития – социально дезадаптированные. С одной стороны, действительно при нарушениях психического здоровья происходит разрыв значимых связей и отношений с другими людьми, но, с другой стороны, неадаптивная активность тоже показатель нарушения здоровья, с чем никак не хочется соглашаться.
На наш взгляд, наиболее свободно от недостатков представление о критериях психического здоровья понимание, сложившееся в русле феноменологического, гуманистического направлений психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), а также развиваемом представителями российской психологической школы: И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Б.С. Братусем и др. Эти ученые пришли к следующим выводам:
— психическое здоровье — это идеальное понятие, основанное на творческих принципах свободы, духовности, индивидуальности. Это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе;
— показателями психического здоровья личности являются принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, умение жить в настоящем, осмысленность индивидуального бытия и способность к пониманию и принятию других;
— нарушения психического здоровья — это лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
— причиной нарушений психического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное из них — напряжение между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть.
Р. Кочунас выделил следующие качества, присущие психологически здоровой личности.
1. Аутентичность: полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор.
2. Открытость собственному опыту.
3. Развитие самопознания.
4. Сила личности и идентичность.
5. Толерантность к неопределенности.
6. Принятие личной ответственности за свою жизнь.
7. Глубокие отношения с другими людьми.
8. Постановка реалистических целей.
Таким образом, существуют сложности в определении системы критериев оценки психического здоровья человека. Необходимо не только учитывать разные уровни проявления, социально-культурный, но и индивидуальный контекст данного явления, к тому же еще и взаимосвязи между этими уровнями. На наш взгляд, наиболее интегральным показателем психического здоровья личности является ее психическое состояние, как целостный синдром, проявляющийся во временно-ситуационных показателях, в котором отражается значимость данной ситуации для личности.
Источник
7 критериев психического здоровья
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.
Итак, каковы же эти критерии психического здоровья.
1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
«Я Вася Пупкин, здоровый 55-летний мужик из Грибосолово».
При полном отсутствии этого критерия возникают деперсонализация и дереализация, когда собственное тело или его части кажутся чуждыми, мир и себя видишь как будто со стороны.
2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
«Когда я очень недоволен своей женой, я терплю, молчу и звоню тренеру по боксу». Другими словами, если ваше поведение в однотипных ситуациях предсказать невозможно – что-то не так с вашим психическим здоровьем.
3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
«Я знаю, что я ипохондрик и по любому поводу мне легче пойти к врачу, чем заниматься самоуспокоением. Я не верю в психотерапию, хотя знаю, что физически здоров. Я готов платить за консультации и анализы, а эти люди в белых халатах с внимательными глазами – моя самая действенная психотерапия. И это цена моей ипохондрии».
Этот критерий можно обозначить как способность к самонаблюдению и самоанализу, к рефлексии. Способность оценивать то, что он говорит и делает, и оценивать последствия этих слов и дел.
И, наоборот: «Я не знаю, что на меня нашло, это неподвластно мне, наваждение! Я не отвечаю за себя!».
4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
Вот тут есть некоторые трудности, связанные с разностью средовых и социальных воздействий. Иногда сама среда может быть психически нездоровой: в советское время в психиатрическую клинику определяли людей с не соответствующими власти взглядами.
В целом, критерий можно объяснить так: если на ваш мягкий критический комментарий человек набросился на вас с воплем «убью, сволочь!», то адекватность его психической реакции на ваше «средовое» воздействие под большим вопросом.
5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
Помните производственные зарядки на предприятиях в советские годы? Здесь та же ситуация, что и с предыдущим критерием. Нормой может стать что угодно. Если нормой станет «приносить на работу домашних питомцев», то тогда тот, кто отказывается вести в соответствии с этой нормой, будет считаться психически нездоровым.
6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
Лобные доли мозга отвечают за умение планировать и действовать в соответствии с этими планами. Люди, не способные к планированию и реализации планов, очень внушаемы, ведомы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.
7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Хоть и последний в списке, но один из наиболее очевидных критерий психического здоровья. Умение быть адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой психики человека.
Поведение невротика отличается от здорового человека тем, что невротик в различных жизненных ситуациях использует одну и ту же заученную стратегию поведения. Например, ко всем женщинам относится так, как будто они его мать, и ведет себя соответственно.
Источник
Критерии и нормы психологического здоровья
Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как: состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.
ВОЗ сформулировала критерии психического здоровья:
— У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
— Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
— Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
— Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
— Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
— Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
— Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное) — полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень — состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
Конституциональный уровень — связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций — заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь — наличие отдельных симптомов психического расстройства.
С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Психологические условия поддержки психического здоровья старшеклассника .
. ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1 Основные подходы в исследовании проблемы психического здоровья в психологии Психическое здоровье — совокупность установок, качеств и функциональных способностей, . психолого-педагогической литературы по проблеме психического здоровья старшеклассников. II. Эмпирические методы: 1) методика на выявление уровня адаптации «Шкала социально-психологической .
Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
— высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
— психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).
Но, пожалуй, наиболее полный перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:
ü причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
ü соответственную возврату человека зрелость чувства;
ü постоянство места обитания;
ü максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности;
ü гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ним;
ü соответствие реакций (как физических, так и психических), силе и частоте внешних раздражений;
ü критический подход к обстоятельствам жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
ü адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);
ü чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
ü постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
ü способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
ü самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов;
ü способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
Среди критериев психического здоровья личности особое значение придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость, духовность и пр.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.
Психологическая устойчивость — Целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.
Поведение психологически устойчивой личности осуществляется в целом по следующей схеме: задача — актуализируемый ею мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — поиск способа преодоления трудности — понижение силы отрицательных эмоций — улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения).
Схема поведения у психологически неустойчивой личности:
задача-мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — хаотические поиски выхода — усугубление осознаваемых трудностей — возрастание негативных эмоций — ухудшение функционирования — понижение мотивации или оборонительная реакция.
Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых детей состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит в конечном счете к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность — как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации.
Типы темперамента. Специальные способности личности
. литературы до современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности — математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой «Герой поневоле»: » . настоящей, большой любви. Меланхолик — темперамент, характеризующийся низким уровнем психической активности, медленным протеканием психических процессов, относительно быстрой утомляемостью; Для Татьяны как человека, .
Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни вообще. Целью воспитания должно быть формирование у школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед ребенком задач следует обращать его внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям, находились в зоне его ближайшего развития.
Психологически устойчивая личность проявляет устойчивость к фрустрационным и стрессогенным воздействиям сложной ситуации. Психологически неустойчивая личность проявляет дезорганизационное поведение, загоняя себя в угол. Дезорганизационное поведение приводит к усилению стрессового состояния, а это в свою очередь приводит к еще более дезорганизационному поведению.
Мы не можем вычеркнуть сложные ситуации ни из процесса воспитания, ни социализации, ни из жизни в целом. А поэтому проблема устойчивости и неустойчивости личности и критической ситуации была и остается актуальной в наше время.
Юношеский возраст является одним из наиболее важных и ответственных периодов становления личности. В эти годы (15 — 22 года) происходит становление основных стабилизирующих внутриличностных структур, которые в дальнейшем будут опосредовать особенности жизненного пути человека, его жизненные планы, уровень профессиональных достижений, самосознание и само отношение, готовность к семейной жизни. Дело идет о мировоззрении, системе ценностных приоритетов, идентичности, профессиональном и нравственном самоопределении. Но развитие этих личностных структур происходит неравномерно и отличаются индивидуальностью и своеобразием. Поэтому личность в юности остается неустойчивой. Неустойчивость может проявляться поведенчески (смена видов деятельности, отказ от учебы и т.д.), мотивационно (потеря одних интересов и появление других и т.д.), эмоционально (эмоциональная неустойчивость), коммуникативно (разрыв с отношений друзьями, родными и т.д.).
Проявления неустойчивости в юношеском возрасте могут приводить к снижению эффективности учебной и трудовой деятельности, сопровождаться ухудшением отношений с другими людьми, потерей физического и душевного здоровья, частым возникновением критических ситуаций в общении.
Критические ситуации — это те ситуации, которые могут привести к кризису, как к более глубокой реакции на критическую ситуацию.
В качестве примера критических ситуаций могут выступать: смерть близкого человека, разрыв эмоциональных связей, внутренний конфликт, изменение социального статуса, ухудшение материального положения, тяжелое заболевание, отделение от родителей, друзей, брак, беременность и прочее.
Можно выделить два типа критических ситуаций:
1. Ситуация, что может привести к серьезным осложнениям в реализации жизненного замысла. Но она не является тупиковой, потому что есть возможность возврата к обычному течению жизни.
2. И ситуация, которая является собственно кризисом, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Все это приводит к построению новых ценностей, нового Я – концепции.
Темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации личности, .
. и оценка 2. Эмпирическое исследование темперамента и уровня реагирования на стрессовые ситуации у личности, страдающей сахарным диабетом 2.1 Психологический статус больного сахарным диабетом и здорового . и приложения. 1. Теоретическое изучение темперамента и уровня реагирования на стрессовые ситуации у личности, страдающей сахарным диабетом 1.1 Сахарный диабет Сахарный диабет — это заболевание .
Возможна типология критических ситуаций:
1. Отдельное жизнедеятельное отношение характеризуется деятельным типом активности. Основой этого выступает внутренняя необходимость реализации мотива. При нормальных условиях личность будет испытывать трудности. Типом критической ситуации при этом будет фрустрация.
2. Внутренний мир характеризуется сознательным типом активности. Основой этого выступает внутренняя необходимость во внутренней согласованности. При нормальных условиях личность чувствует сложность, а типом критической ситуации в этом случае конфликт.
3. Жизнь как целое характеризуется волевым типом активности. Основой является внутренняя необходимость в реализации жизненного замысла. При нормальных условиях личность испытывает трудности и сложность, а типом критической ситуации будет кризис.
Кризис – это состояние человека, когда блокируется его целенаправленная жизнедеятельность, явления, которые угрожают удовлетворению потребностей, проблема, от которой невозможно убежать, а также решить быстро или обычным способом.
Надо отметить, что критические ситуации – это динамическое явление, а не застывшее (реакции, возникшие вследствие фрустрации, могут конфликтовать с моральными установками личности) [1].
Проводя анализ смежных понятий критической ситуации, нами было выделено понятие стресс, как наиболее подходящее для нашего исследования.
Эмоциональный стресс опосредован сложными психологическими процессами под влиянием психологических стрессоров или стрессогенной ситуацией в целом. Вышеуказанные процессы обеспечивают оценку и сравнение стимула с предыдущим опытом. Когда при такой переработки возникает ощущение угрозы, то стимул превращается в стрессор. Частой причиной этого является несоответствие между потребностями субъекта и требованиями окружающей среды, а также ресурсами субъекта (психическими и физическими), которые необходимы для удовлетворения потребностей. Стрессоры, значимые для возникновения эмоционального стресса бывают: физические, психические, а также ситуации, в которых ощущение угрозы, связанное с прогнозированием стрессогенных ситуаций. Индивидуальная подверженность стрессу уменьшается, когда дело идет об экстремальных, чрезвычайных ситуациях, каких-либо катастрофах, войнах, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает не у всех пострадавших. Но при этом какие-то повседневные события могут привести к расстройству здоровья и развития эмоционального стресса. В качестве примера можно привести следующие битовые ситуации: потеря близких, отношений, имеющих значение, болезни, конфликты, ситуации с большим напряжением. Как видим, это те же примеры ситуаций, ведущих в первом случае к кризису, а в другом к стрессу. Так что можно утверждать, что эти два понятия в данном случае являются синонимами. Также доказательством сделанного вывода служит определение стресса как неспецифической реакции организма на требования, выдвинутые к нему.
Психологическая устойчивость к стрессам
. качеству жизни населения. Психологическая устойчивость к стрессу — это интегральный показатель, в котором отражаются результаты обучения и воспитания личности, а также опыт . к стрессу: повышенная тревожность; гневливость, враждебность, особенно подавляемые, агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, .
Вероятность стресса увеличивается из-за индивидуально значимых жизненных событий. Одной из самых значимых причин возникновения стресса является фрустрация. При повышении фрустрационной напряженности вероятность появления психического стресса зависит от стрессоустойчивых качеств личности. Такие черты личности объединяются в такое понятие как «чувство когерентности», которое повышает возможность противостояния стрессогенным факторам. В данной ситуации важно интегрированное поведение. Чем выше интеграция поведения, тем легче происходит преодоление стрессогенных ситуаций [3].
При борьбе с кризисами и стрессами ведущее значение имеет такое свойство личности как стрессоустойчивость.
Она является необходимым свойством, позволяет сохранить физическое и психическое здоровье. Актуальным в изучении стрессоустойчивости является изучение индивидуально-психологических факторов, влияющих на успешность адаптации в обществе. В качестве синонима к стрессоустойчивости называется эмоциональная устойчивость [4].
Эмоциональная устойчивость отвечает за уменьшение отрицательного влияния сильных эмоциональных переживаний, предупреждения стресса, активацию готовности к действиям в критических ситуациях.
Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости в отечественной психологии:
1. Возведение эмоциональной устойчивости к воли.
Эмоциональная устойчивость в этом подходе объясняется как способность управлять возникающими эмоциями во время деятельности.
2. Эмоциональная устойчивость как интегрирующее свойство личности.
Включает в себя взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных аспектов психической деятельности, что обеспечивает лучшее достижение цели в критической эмоциональной обстановке.
3. Эмоциональная устойчивость как свойство темперамента.
В этом подходе подчеркивается роль эмоционального возбуждения в критических условиях деятельности.
4. Характеристики эмоциональной устойчивости.
Для этого подхода важны в первую очередь качества и свойства эмоционального процесса в критической ситуации.
Согласно исследованию авторов статьи «О подходах изучения экстремальной устойчивости»
а) эмоциональными детерминантами, влияющими на эмоциональную устойчивость являются: эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение деятельности и ее результатов, эмоции и чувства, которые ощущаются в данной ситуации, эмоциональный опыт человека;
б) эмоциональная устойчивость как свойство личности состоит из следующих компонентов:
· эмоциональный опыт личности,
Мы увидели, что стрессоустойчивость — это важная сторона личности, поскольку она дает возможность человеку относительно спокойно принимать все изменения, а также это умение эффективно действовать в нестабильных критических условиях. Так как не существует устойчивости одной для всех, по моему мнению, нужно еще выделять стрессоустойчивость к определенному типу критической ситуации.
Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров
. актеров. Предмет: связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров. Гипотеза исследования: существует связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров. Теоретические задачи: . процесса [11, с.230]. Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Анализируя причины, .
Таким образом, в нашем исследовании мы исходили из положения о том, что устойчивость или неустойчивость личности может проявляться в различных сферах жизни поведенчески, мотивационно, эмоционально, коммуникативно.
Исходя из этого мы поставили цель диагностики устойчивости или неустойчивости личности в различных сферах. Нами были сформулированы 70 первичных утверждений, вероятно отражающих различные аспекты личности и ее жизни. Каждому утверждению соответствуют 6 вариантов ответа: «полностью не согласен», «не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «согласен», «полностью согласен».
Примеры похожих учебных работ
Мотивация деятельности человека
. личности…………………………………18 2.6. Мотивационная сфера личности……………………………………..19 3. Практическое изучение мотивации деятельности человека . движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека имеют . их поведение и психическую жизнь [6]. .
Надежность деятельности человека-оператора
. задач в пределах конкретной деятельности. В этой связи надежность конкретной деятельности характеризует вероятность сохранения ее устойчивости в изменяемых условиях. Надежность системы “человек — техника” отражает значения .
1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и безусловные рефлексы, .
. и человека. Эта часть головного мозга, развившаяся на поздних этапах эволюции животного мира, играет исключительно важную роль в осуществлении психической, или высшей нервной деятельности, хотя эта деятельность является .
Психологическое сопровождение деятельности человека
. деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей .
Цвет в жизни и деятельности человека.
. функции). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм . Закономерности воздействия цвета на человека. Оптическое и эмоциональное воздействие цвета. Психологические особенности цветового .
Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Факторы, влияющие .
. и их экстериоризация, т.е. превращение внутренних действий во внешние. Таким образом, механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение. Он включает несколько уровней: 1) уровень ощущений и .
Источник