Здоровье детей показатель уровне развития общества

Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Группы здоровья.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.

Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Читайте также:  Функциональное состояние организма как оценка здоровья человека

В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

3) уровень функционального состояния основных систем организма;

4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Источник

Феномен детского здоровья как критерий социального благополучия общества и государства
статья по теме

Детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслоением социума и возникновением новых социальных отношений. В связи с этим здоровье детей как отдельной социально-демографической группы является важным интегральным показателем социального благополучия общества и государства. Изменение состояния здоровья этой категории населения выражает тенденции к социальной дифференциации общества.

Детское здоровье, социально-демографическая группа населения, расслоение социума, интегральный показатель социального благополучия, объективные и субъективные факторы, динамика заболеваемости детей, новая модель охраны здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
statya_yufu.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Феномен детского здоровья как критерий социального благополучия общества и государства

Child’s Health Phenomenon as a Social and State Wellbeing Criterion

Детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслоением социума и возникновением новых социальных отношений. В связи с этим здоровье детей как отдельной социально-демографической группы является важным интегральным показателем социального благополучия общества и государства. Изменение состояния здоровья этой категории населения выражает тенденции к социальной дифференциации общества.

Child’s health in the modern Russian society is forming in a deep social and economic changes environment accompanied with society stratification and appearance of the new social relations. In this connection the health of children who concerned as the separate social and demographic group is an important integral social and state wellbeing index. Level of health changes in this population group illustrate social society stratification tendency.

Детское здоровье, социально-демографическая группа населения, расслоение социума, интегральный показатель социального благополучия, объективные и субъективные факторы, динамика заболеваемости детей, новая модель охраны здоровья.

Child’s health, social and demographic population group, society stratification, integral social wellbeing index, objective and subjective factors, child’s sickness rate, new health protection pattern.

Дети как отдельная социально-демографическая группа населения имеет свои специфические показатели здоровья: биологические, физиологические, психофизиологические и социальные. Социальные показатели определяют восприимчивость детей к разным формам девиантного поведения, их жизненную активность, интенсивность овладения определенными знаниями и умениями.

Здоровье детей – это одна из основных их социальных характеристик, так как дети еще не имеют других социальных признаков: квалификации, образования, доходов, отношения к власти, собственности и т.д. Социальные статусы детей скорее можно охарактеризовать как наследуемые (пол, раса) и приписываемые (по статусу родителей). Опосредованно социальные статусы детей устанавливаются через доходы и положение их родителей. Социальный статус родителей определяет возможности профилактики и лечения заболеваний детей. Как показывают социологические исследования, проведенные Левада-центром в 2009 году, «представители различных социальных слоев населения проявляют разное отношение к своему здоровью» [1; С.171].

Рост детских заболеваний в последние годы во многом объясняется социально-экономическими изменениями, которые произошли в российском обществе, начиная с 90-х годов ХХ века. К объективным факторам роста заболеваемости детей можно отнести, во-первых, распад системы бесплатного здравоохранения, перенос основной ответственности за состояние здоровья с государственных структур на самих граждан. Во-вторых, снижение уровня социально-гигиенических условий жизни для большинства населения.

Субъективным фактором является, прежде всего, безответственное отношение к своему здоровью, которое особенно часто встречается среди малоимущих граждан. Некоторые субъективные факторы роста заболеваемости детей тесно связаны именно с таким отношением к своему здоровью взрослых. Так, например, к вторичным субъективным факторам относятся: нездоровый образ жизни; некоторые семейные традиции, негативно отражающиеся на здоровье детей; вредные привычки родителей. Кроме того, отсутствие ответственности за свое здоровье у старших поколений может способствовать формированию такого же отношения к здоровью и у детей.

Таким образом, изменение характеристик заболеваемости детей следует рассматривать в связи с продолжающейся социальной дифференциацией российского общества, которая обусловила существенные различия социальных слоев в возможностях получения медицинских услуг, физического и духовного развития детей.

В результате исследования причин и частотности заболеваемости населения можно сделать вывод о том, что основы здоровья закладываются в раннем детском возрасте. В зависимости от состояния здоровья ребенка на первом году жизни в последующем формируется или не формируется характерный спектр патологий. Так, например, «у детей, часто болевших на первом году жизни (4 раза и более), в дальнейшем значительно чаще отмечаются болезни органов дыхания и органов пищеварения. У детей старшего дошкольного возраста происходит расслоение на тех, у кого формируются хронические патологии, и тех, кто переживает период детства либо полностью здоровым, либо имеет эпизодические патологические процессы и остается практически здоровым. Более половины детей, часто болевших на первом году жизни, как правило, приобретают хронические заболевания» [2; С. 24-26].

По данным опроса Е.Л. Вишневской, «30—40 % матерей указывают на длительно протекающие хронические заболевания у детей. При этом около 15 % отмечают, что заболевание началось с рождения; в 10—15 % случаев аналогичными видами патологий страдали родители и близкие родственники; 10—20 % городского населения и около 6 % сельского связывают возникновение детских патологий с питанием, жилищными условиями и окружающей средой» [3; С. 39].

По данным Т.М. Максимовой, «родители отмечают, что в течение года ничем не болели около 10 % детей, остальные имели те или иные отклонения в здоровье. При этом основная масса детей (70 % и более) болели простудными заболеваниями, у 20 % — болели зубы, около 10 % имели травмы или отравления, 12 % указали на возникновение или обострение в течение года хронических заболеваний» [4; С. 34].

Рост числа детей, отстающих по массе тела, в последние годы отмечают родители, опрошенные в процессе социально-гигиенического анкетирования. Так, если в 2001 году на это указывали 9 % матерей, то в 2006 году — 15 %, а в 2009 году — 16,9 %. Об увеличении доли детей с недостаточной массой тела свидетельствуют и результаты комплексной оценки, проведенной по межгрупповым нормативам. Доля детей с нормальным физическим развитием сократилась с 68-70% в 1991 году до 55-56% в 2009 году [5; С. 34]. Все это может быть симптомом торможения процессов роста и развития детей в последние годы. Такого рода факты появились в печати и в большинстве случаев объясняются современными социально-экономическими проблемами в стране.

Исследования показателей детского здоровья в российском обществе убедительно свидетельствуют о том, что состояние здоровья разных социальных групп и слоев населения во многом определяется социально-экономическими условиями, в которых они проживают. О верности этого тезиса свидетельствуют результаты исследований, проведенные в 2006-2009 годах современными российскими социологами и экономистами [6; С. 364]. Ученые отмечают такие тенденции, как снижение доходов у отдельных слоев населения, низкая самооценка их уровня жизни, возрастание неуверенности в завтрашнем дне, ощущение безысходности.

Социальный фон крайне негативно влияет на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. По данным официальной статистики 2002 года:

— 600 тысяч детей остались без попечения родителей (социальное сиротство);

— 500 тысяч детей ежегодно из-за распада семей лишаются одного из родителей;

— 300 тысяч детей (каждый четвертый) рождается вне брака;

— 12 миллионов детей живут в семьях с доходом ниже прожиточного минимума;

— 20 миллионов живут в бедных семьях;

— от 2 до 4 миллионов детей (по разным оценкам) являются беспризорными [7; С. 18].

Особую тревогу вызывает заметное снижение компенсаторно-защитных свойств у новорожденных, кроме того имеют место замедление роста и недостаточность питания, внутриутробная гипоксия, врожденные пороки развития, внутриутробные инфекции и др.

Снижение показателей здоровья новорожденных, несомненно, отрицательно отражается на состоянии здоровья детей дошкольного возраста, что наглядно подтверждает динамика показателей их заболеваемости. Так, например, динамика заболеваемости детей дошкольного возраста за последние 8 лет характеризуется увеличением частоты:

— тиреотоксикоза в 1,3 раза;

— болезней костномышечной системы и соединительной ткани — в 1,2 раза;

— анемии — в 1,2 раза;

— болезней системы, кровообращения — в 1,1 раза;

— аллергических болезней — на 6,4 %;

— новообразований — на 3,4 %.

Кроме того, значительно возросло число детей с функциональными расстройствами (на 15%) и хронической патологией (на 18%). На 12% отмечается увеличение числа нарушений психического здоровья [8; С. 86-88].

С конца 90-х годов появились сообщения о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и даже об их децелерации. Материалы научных исследований подтверждают, что число низкорослых детей достигло в популяции 8 % что, по-видимому, является признаком продолжительного действия недостаточности питания. В современных условиях децелерация помимо снижения длины и массы тела сопровождается снижением функциональных возможностей. Так, например, за последние 10 лет «у детей старшего дошкольного возраста сила сжатия кисти уменьшилась на 18 %, а жизненная емкость легких — на 15 %. Характерным для нашего времени становится «трофологический синдром», характеризующийся дисгармоничным физическим развитием и снижением функциональных резервов» [9; С. 120].

Концентрированным отражением уровня социального благополучия общества и государства может считаться показатель инвалидности детей. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функциональных возможностей организма, реакций приспособления и зашиты. «За последние десять лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза и достигло 600 тысяч. Такой бурный рост инвалидов с детства ложится колоссальным бременем на бюджеты не только конкретной семьи, здравоохранения и социального обеспечения, но и государства в целом» [10; С. 6].

Таким образом, детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслоением социума и возникновением новых социальных отношений. В связи с этим здоровье детей как отдельной социально-демографической группы является важным интегральным показателем социального благополучия общества и государства. Изменение состояния здоровья этой категории населения в социологическом аспекте выражает тенденции к социальной дифференциации общества. К таковым тенденциям относятся: общий спад медицинских показателей (ухудшение показателей физического развития, заболеваемости дошкольников из бедных семей, рост количества врожденных аномалий, неблагоприятные показатели состояния здоровья новорожденных у малообеспеченных рожениц) и различия в характеристиках заболеваемости детей из разных социальных групп и слоев населения.

Преодоление негативных тенденций возможно при условии создания новой модели охраны здоровья детей. Эта модель должна обеспечить оптимальное распределение возможностей общества и государства, направленных на достижение генеральной цели: повышение уровня и качества охраны детского здоровья. Кроме того, необходимы оздоровительные мероприятия по обследованию детей в условиях дошкольных учреждений, введение в воспитательные программы профилактики заболеваний, совершенствование методик по проведению занятий физической культуры в детских садах.

Кроме того, изменение ситуации со здоровьем дошкольников предполагает серьезное социологическое, медицинское, психологическое и валеологическое сопровождение проблемы:

— разработку новых методов определения состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях;

— оценку эффективности социальных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

— исследование стратегий сохранения здоровья дошкольников.

  1. Неравенство и смертность в России: коллективная монография// Под ред. Е.Школьникова, Е. Андреева, Т. Малеевой. – М.: Сигналъ, 2009. – 207 с.
  2. Ямпольская Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения// Гигиена и санитария. – 2006. — № 1. – С. 24-26.
  3. Вишневская Е.Л. Изучение здоровья детей и некоторые аспекты скрининговых исследований. – М.: Здоровье, 2008. – 280 с.
  4. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. – М.: ПЕРСЗ, 2002. – 188 с.
  5. Щеплягина М.А., Ильин А.Г., Звездина И.В., Ямпольская Ю.А., Филькина О.М. Морфофункциональные особенности детского возраста// Российский педиатрический журнал. – 2009. — № 2. – С. 31-36.
  6. Римашевская Н.М. О социальной цене реформ// Куда идет Россия? – М.: ГРАФ, 2009. – С.364-367.
  7. О положении детей в РФ// Ежегодный государственный доклад. – М., 2002. – 816 с.
  8. Юрина А.А., Шевкуненко К.В. Проблемы психологического здоровья детей младшего школьного возраста// Здоровье и образование в ХХ1 веке. – Майкоп, 2008. – С. 86-88.
  9. Журавлева И.В. Здоровье детей: окружающий мир. – М.: Сигналъ, 2009. – 208 с.
  10. Баранов А.А. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты// Российский педиатрический журнал, 2006. — № 4. – С. 5-7.

Источник

Оцените статью