Здоровье это таблица понятий

Основной смысл понятия

Биологический

Биологическое благополучие – нормальная (непатологическая) наследственность, полноценная деятельность органов и всего организма

Медицинский

Физическое и психическое благополучие – телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений

Экологический

Отношения в системе «человек – общество – окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму

Социальный

Нормальная деятельность человека в обществе – активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие

Демографический

Относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп – численности, рождаемости, смертности, плотности, при учете общей заболеваемости и инвалидности

Экономический

Экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, определяющей финансовые показатели

Психологический

Гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально-волевой аспект, и речи

Педагогический

Состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально-ценностный опыт, необходимый для жизни, труда и творчества

Культурологический

Состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, государственной, региональной и национальной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразного образа жизни

Выделение обозначенных критериев и их характеристик для категории «здоровье» является крайне важным. Они, по мнению многих авторов [1,2,8], совпадают с основными функциями, выполняемыми человеком и обществом. Следовательно, содержание обозначенных категорий может выступать в качестве смыслообразующих элементов определения понятия о здоровье. Вместе с тем, они могут служить ориентирами в организации целенаправленной педагогической деятельности по формированию у учащихся здоровья и культивированию здорового образа жизни. Сказанное позволяет нам сформулировать собственный вариант определения понятия «здоровье».

По нашему мнению, здоровьеэто состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.

Предлагаемое определение отражает многие обозначенные критерии понятия о здоровье. Отличительным признаком является включение в его содержание культурологического компонента. Необходимость этого объясняется тем что, в последние годы в стране резко снизился общий уровень культуры общества, особенно молодого поколения. «Одна из главных причин застоя и деградации во всех сферах жизнедеятельности общества состоит в низком уровне культуры во всех ее аспектах – культуры труда, культуры здоровья, культуры управления и др. Чтобы радикально изменить положение дел, необходимо громадное повышение уровня культуры», – считает М. С. Каган [10]. Поэтому определение понятия «здоровье» должно наполниться смыслами культуры, которые представляются нам как человеческие смыслы. Культурологический подход к определению понятия о здоровье – это видение его содержания сквозь призму категории культуры, отражающей совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, народами различных стран и регионов. Культура всегда обращена к человеку, она создается на благо людей, а процесс ее передачи связан с преемственностью ее традиций, передаваемых от поколения к поколению. Развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца культуры – человека.

Содержание понятия «здоровье» конкретизируется понятиями об индивидуальном и общественном здоровье, их показателями, а также основными группами факторов, определяющими здоровье людей, включая школьников [3,11]. Ф акторы здоровья представляются как явления, обусловливающие состояние биологического, психического, социального и духовного здоровья отдельного человека и (или) групп людей, проживающих на определенных территориях [3,11]. Такими группами факторов являются биологические, природно-климатические, социально-экономические, экологические, медицинские и культурологические. Состояние здоровья человека зависит от воздействия на него факторов — как положительных, способствующих укреплению здоровья, так и отрицательных , которые могут вызывать заболевания .

Смысл понятия «здоровье» не будет полным, если не выразить его ценностные характеристики. Ценности – широко используемое понятие для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность здоровья – это наивысшее и абсолютное значение здоровья для человека, общества, государства, обеспечивающее их культуру на основе осмысления биологического, социального, экономического, эстетического, этического и этнического отношений.

2. О понятии «здоровый образ жизни»

П онятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [ 12]. Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора [13].

Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений поняти я «здоровый образ жизни» , в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. [2,3]. По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни. Таким образом, здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. В основе формирования здорового образа жизни лежат научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике (рис. 1).

Рис . 1. Выражение связи между понятиями «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными.

Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры.

Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

Сущность этих понятий выражена в культурологическом контексте, реализация которого может выступать в качестве одного из условий успешной деятельности педагогов по укреплению здоровья и организации здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы.

Айзман, Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.

Казначеев, В. П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В. П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.

Лисицын, Ю. П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю. П. Лисицын. – М., 2001. – б 231 с.

Амосов, Н. М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с.

Царегородцев, Г. И. Общая патология человека и методология медицины / Г. И. Царегородцев // Вестник РАМН. – 1998. – № 10. – С. 41–45.

Венедиктов, Д. Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д. Д. Венедиктов, А. И. Чернух, Ю. П. Лисицын, В. И. Кричагин // Вопр. философии. – 1979. – № 7. – С. 102–113.

Иванюшкин, А. Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. – 1982. – Т. 45. – №. 4. – С. 29–33.

Брехман, И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – М.: Физ. и спорт, 1990. – 212 с.

Чикин, С. Я. Что такое здоровье? / С. Я. Чикин, Г. И. Царегородцев – М.: Знание, 1976. – 96 с.

Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.

Реймерс, Н. Ф. Экология (теория, законы, принципы и гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. – М.: Журнал «Россия молодая», 1994. – 367 с.

Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.

Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. – 1982. – №2. – С. 58-65.

Источник

Государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»

Для слабовидящих

Переводчик

Главное меню

Для сотрудников

Опрос

Анкетирование

Занятие №1 — Основы здорового образа жизни

Здоровье – состояние полного физического, психического духовного и социального благополучия.

Виды здоровья:

Соматическое (я могу)- это текущее состоян6ие органов и систем органов в организме человека. Основу его составляет генетическая программа индивидуального развития. Оно зависит от того, как функционирует организм от его морфологических и функциональных показателей.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основой его являются резервы организма. Физическое здоровье характеризуют по совокупности антропометрических, физиологических и биохимических показателей, которые изменяются в соответствии с природно-климатическими условиями, возрастом, полом, средой обитания и обучения. Человеку необходимо знать, как должны функционировать органы, чтобы понять, здоров он или в его организме что-то не так.

Психическое здоровье (я хочу) – это состояние психической сферы. Его основу составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности. Психическое здоровье зависит от того, насколько хорошо мы разбираемся в своих чувствах, умеем делиться ими с другими людьми. Важно, чтобы человек понимал, какие чувства являются нормальными :добро, любовь, красота, сопережевание.

Нравственное здоровье (я должен) – это система мотивационных ценностей, установок, норм поведения индивидуума в обществе. Нравственное здоровье зависит от того, что мы относим к жизненным ценностям, что для нас имеет наибольшее значение. Оно является стержнем нашего образа жизни.

Индивидуальное здоровье зависит от того, как мы воспринимаем себя как личность, в каком направлении ее в себе развиваем, чего надеемся достичь в личной и общественной жизни( в семье, профессиональной деятельности).

Популяционное здоровье – это здоровье населения какого-либо региона, республики. Оно определяется по ряду демографических показателей (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни) и социально-медицинских(общая, инфекционная онкологическая заболеваемость, частота заболеваемости).

Репродуктивное здоровье – это функциональное состояние репродуктивных органов.

Здоровье – состояние, имеющее границы.

Количество здоровья определяется уровнем функционального состояния систем организма и суммой их резерва.

Резервы здоровья – максимальное количество физиологических возможностей органов и систем органов.

  • Устойчивая иммунная система
  • Рост и развитие организма
  • Резервы здоровья – максимальные возможности организма
  • Отсутствие заболеваний
  • Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

Промежуточное (или третье) состояние человека — это состояние между здоровьем и болезнью. Поэтому оно сочетает признаки здоровья и болезни. Третье состояние характеризуется следующими симптомами: неврастенией, потерей аппетита, головными болями, общей слабостью, сухостою кожи. По мнению некоторых исследователей, в третьем состоянии находится 75-80% населения.

Группы людей, находящихся в третьем состоянии:

Люди, регулярно потребляющие наркогенные вещества (алкоголь, наркотики, никотин), отнимающие у них здоровье и творческий потенциал.

Люди с ограниченной двигательной активностью (работники умственного труда).

Лица, работающие на химических производствах (нефтехимических, шинных, лакокрасочных, свинцово-цинковых, алюминиевых, кислотных).

Группа людей третьего состояния, формирующаяся в результате неправильного питания (углеводно-жирового, голодания, авитаминоза).

Факторы обеспечения здоровья

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х годах 20-го века определили ориентировочное соотношение различных факторов, которые оказывают определенное влияние на здоровье современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Какие же это факторы?

Образ жизни-50-55% Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек.

Окружающая среда 20-25% Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.

Наследственность (генетика) -15-20% Здоровая наследственность, отсутствие факторов возникновения заболеваний

Медицинское обеспечение -10-15% Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Образ жизни и его компоненты

Образ жизни— это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения.

Формирование образа жизни

Экономическая категория или уровень жизни — понятие, характеризующее размер и структуру материальных и духовных потребностей людей, т.е. количественную, поддающуюся измерению, сторону условий жизни.

Показатели уровня жизни:

  • размер внутреннего валового продукта
  • размеры реальных доходов населения и их потребление
  • обеспеченность жильем
  • доступность медицинской помощи
  • продолжительность свободного и рабочего времени,
  • структура доходов и расходов
  • показатели здоровья населения и демографических процессов и др.

Социологическая категория или качество жизни — понятие, характеризующее качественную сторону жизни.

Показатели качества жизни:

  • уровень комфорта,
  • удовлетворенность работой,
  • качество образования,
  • качество медицинского обслуживания,
  • качество жилищных условий,
  • качество питания и др.

Социально — психологическая категория или стиль жизни -это относительно устойчивый стереотип поведения, привычек, межличностных отношений индивида, формирующийся в процессе его социализации и свойственный социальной группе, к которой он принадлежит.

Показатели стиля жизни:

  • ценностные ориентации,
  • отношения с окружающими,
  • привычки
  • мотивации

Социально -экономическая категория или уклад жизни — понятие, характеризующее порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которой происходит жизнедеятельность людей.

Показатели уклада жизни:

  • семейные традиции
  • культурные традиции
  • национальные традиции

В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:

  1. Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела.
  2. Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации учебы, работы, отдыха.
  3. Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие.
  4. Выполнение своих семейно-бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.
  5. Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек.

Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни:

1.Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает внешнюю привлекательность, но и сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее.

2.Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение.

3.Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел.

4.Закаливание и тренировка иммунитета.

5.Четкий режим жизни. Любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма. В режиме человека должны быть все стороны его жизнедеятельности : учеба, сон, занятие своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку(выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями. Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.

6.Психосексуальная жизнь. Является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Значение этого фактора образа жизни, восприятие его и отношение к нему в различные возрастные периоды меняется, тем не менее сказывается на всем протяжении жизни. В связи с этим умение весим рациональную психосексуальную жизнь( и речь идет не только о непосредственно о половом акте, а о всем многообразии взаимоотношений женщины и мужчины) играет важную роль в обеспечении здоровья человека.

7.Отказ от вредных привычек.

8.Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается кожи, волос, полости рта, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, питания.

9.Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, как предупредить их возникновение и каким образом вести себя в самой опасной ситуации.

Источник

Читайте также:  Диагностика психофизического развития младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
Оцените статью