Доклад «Здоровье детей наша забота».
консультация на тему
Здоровье детей дошкольного возраста имеет важное значение для дальнейшего развития детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennyy_vaiant.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Долгое
Вейделевского района Белгородской области
«Здоровье детей – наша забота»
(консультация для воспитателей)
Воспитатель: Кравцова Оксана Геннадьевна
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье ребенка –
Это важнейший труд воспитателя»
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Здоровье детей дошкольного возраста имеет важное, значение для дальнейшего развития детского организма. Поэтому нужно следить и заботиться о своем здоровье с раннего детства.
Одна из основных задач дошкольного воспитания – формирование привычки к здоровому образу жизни. Именно поэтому дошкольное учреждение с раннего возраста старается приобщить детей к заботе о своем здоровье. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Для сохранения и приумножения здоровья у дошкольников дошкольное учреждение должно включить в свою работу разные направления деятельности и создать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка.
Для каждого возраста, чтобы правильно формировались понятия о здоровом образе жизни, ставятся свои задачи.
Например: в младшем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о здоровом образе жизни. Дети понимают самое элементарное, у них формируются представления о себе, как об отдельном человеке, развивается умение заботится о себе и об окружающем мире, правильно выполнять физические упражнения, знать элементарные правила поведения на улице, источники опасности в квартире и группе, понимать, что чистота залог здоровья, выполнять культурно – гигиенические навыки.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются знания о здоровом образе жизни в большем объёме. Дошкольники получают в ходе воспитания четкие знания о себе, своем имени, фамилии, возрасте, элементарные знания о собственном теле, его строении, с выделением отдельных частей (руки, ноги, туловище, голова) для чего они нужны. На примере литературных героев воспитатель показывает детям способы заботы о собственном здоровье, у детей старшего дошкольного возраста формируются знания о безопасном поведении на улице, например в зимнее время нельзя ходить близко около домов, с крыш могут сорваться сосульки, пласты снега, дети старшего возраста знакомятся с правилами поведения в быту, запоминают телефон пожарной охраны, развивают умения следить за чистотой тела и жилища, культурно – гигиенические навыки.
Следуя возрастным особенностям детей, воспитатель создает благоприятную среду для усвоения норм и правил здорового образа жизни для каждого ребенка.
В нашем дошкольном учреждении есть план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей на год.
Каждое утро начинается с утренней гимнастики, в теплое время года на свежем воздухе, в холодное время в помещении. Утренняя гимнастика создает бодрое и радостное настроение, заряжает ребенка энергией на целый день. Немаловажную роль играют подвижные игры, они оказывают огромное влияние на здоровье детей. Мы проводим их во время занятий, на прогулке, между занятиями.
Три раза в неделю у детей физкультурные занятия, один раз (в зависимости от погодных условий) физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе. Два раза в год педагогами проводятся педагогические наблюдения по физическому воспитанию, это позволяет определить основные двигательные умения детей, увидеть недостатки в работе по физическому воспитанию, провести необходимую индивидуальную работу.
В течение года мы проводим закаливающие процедуры, точечный массаж, игры которые лечат, ежедневно дыхательная гимнастика, организация двигательного режима, витаминотерапия и фитолечение.
В сохранении и укреплении здоровья детей большая роль принадлежит окружающей ребенка природной среде. Это уголки природы в групповых помещениях, правильно оформленный участок детского сада. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, обеспечивают оптимальный тепловой режим, защищают территорию от пыли и шума. Оздоровительный эффект имеет тропа здоровья на участке, учебная экологическая тропа в которую внесены лекарственные растения. Все это обеспечивает эмоциональное благополучие детей, способствует охране и укреплению их здоровья.
И еще одна главная задача воспитателей по сохранению и приумножению здоровья дошкольников является работа с родителями. Только вместе с родителями, мы сможем добиться желаемых результатов, так как только родители являются для своих детей ярким примером. В работе с родителями нужно использовать различные формы сотрудничества: беседа, консультации, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование.
Мы советуем уделять особое внимание режиму дня в семье. Поведение ребенка, настроение, работоспособность в детском саду, находятся в прямой зависимости от того, как организована его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Мы все знаем, что выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Воспитатели нашего дошкольного учреждения рекомендуют родителям вечерние прогулки с детьми, спокойные игры перед ночным сном, а в выходные дни полноценный отдых на воздухе. Как можно меньше уделять внимание просмотру телевизионных передач, особенно перед сном, исключить из игр компьютеры, планшеты, приставки. В этом году наш детский сад принимает участие в проекте «Управление здоровьем». Мы разработали целый план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, который используем в течении года.
Используя все эти методические приемы дошкольное учреждение будет выступать, как первое звено непрерывного валеологического образования, целью которого является разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств,
укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Подводя итог можно сказать, что здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия ребенка. И нет задач важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Ведь за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. Поэтому необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережное отношение к здоровью окружающих.
Источник
Статья «Здоровье детей – забота общая»
статья ( группа) на тему
Физическое развитие ребенка тесно связано с его познавательно-речевым и художественно-эстетическим развитием. Использование не только на занятиях, но и вне организованной деятельности различных форм оздоровления детей, развивает у них все психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove_detey.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье детей – забота общая»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 52г. Армавир
« Человек — часть природы и должен жить по её законам. Тогда здоровье восстанавливается и сохраняется естественным путём»
Наверное, высокая и вечная мечта человечества о великом, прекрасном, мудром единении человека с природой дарована людям свыше. Как всякую мечту, мы несём это ощущение в себе по жизни.
Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).
Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.
В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».
В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка — это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Основными задачами детского сада по физическому развитию детей являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- созданий условий для реализации потребности детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Эти задачи решаются благодаря целостной системе по сохранению физического, психического и социального благополучия детей, способствующей приобщению к ценностям здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно- образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, — к ценностям здорового образа жизни.
В нашем дошкольном учреждении разработана комплексная система оздоровления тубинфифированных и тубвиражных детей в условиях ДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно — оздоровительной работы и воспитательно — образовательного процесса в режиме здоровьесбережения:
Направления работы : физкультурно – оздоровительное, медико – профилактическое, психологическое.
Физкультурно – оздоровительное направление представляет три блока .
- Воспитательно-образовательный : диагностика возрастно – половых показателей физической подготовленности детей. Физкультурные занятия, включая занятия с экологическим сюжетом и нетрадиционными техниками оздоровления, занятия по ЗОЖ, музыкально-ритмические занятия, утренняя гимнастика, пробуждения после дневного сна, оздоровительный бег, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика. Игры и упражнения для профилактики коррекции осанки и плоскостопия. Самостоятельная двигательная активность детей.
- Оздоровительный блок : Диагностика узких специалистов (врачи УМП, физдиспансер). Занятия в секции коррекционно — профилактической гимнастики «Здоровей-ка». Использование коррекционно-развивающих упражнений в работе кружка фитбол –гимнастики « Веселый мяч» . Закаливающие мероприятия воздухом: утренний приём на воздухе; прогулки; подвижные игры. Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем); Режим проветривания. Закаливание водой: обширное умывание лица и рук, купание летом. Активный отдых: каникулы, Дни здоровья, спортивные развлечения, досуги, праздники, турпоходы.
- Коррекционно-развивающий блок : Занятия в секции коррекционно- профилактической гимнастики «Здоровей-ка». Психогимнастика по М.И.Чистяковой, Алябьевой. Самомассаж по А.М.Уманской. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Гимнастика для глаз по Э.С.Аветисову. Игры на развитие познавательной и эмоционально- волевой сферы. Диагностика возрастно — половых показателей физической подготовленности детей.
- Медико – профилактический блок включает: Осмотр детей во время приёма. Осмотр врачом фтизиатром. Осмотр узкими специалистами. Оперативное наблюдение ЧБД, детей диспансерной группы. Мониторинг антропометрических показателей ребёнка. Лечение по назначению врача: химико-терапевтическое лечение + общеукрепляющее. Физиотерапевтические процедуры (электрофорез, ультрафиолетовое облучение, МКУЦСП «Доверие»). Профилактический прием дибазола, элеутерококка, оксалиновой мази для носа. Масляные и травяные ингаляции дыхательных путей. Поливитамины. Обеспечение рационального питания, витаминизированый второй завтрак. Витаминизация третьих блюд. Луковая и чесночная закуски. Дезинфекция групп бактерицидной лампой. Ежемесячный выпуск газет» Неболей-ка». Создание в уголках для родителей рубрик «Копилка семейного здоровья», «Советы доктора».
- Психологическое сопровождение : Индивидуальная психодиагностика: особенности психического развития, диагностика уровня готовности к школе, эмоциональное состояние, степень сформированности социальных отношений.
Коррекционно-развивающие занятия. Минутки релаксации на занятиях. Психолого-педагогическое просвещение педагогов : консультации по вопросам охраны психического здоровья ребенка, семинары, семинары-практикумы, тренинги. Информирование о результатах диагностики, с целью поиска путей дальнейшего развития ребёнка.
Психолого-педагогическое просвещение родителей: работа консультативного пункта, семейный клуб «Школа здоровья для родителей», родительские собрания, наглядная информация для родителей. Дни здоровья, День открытых дверей «Я и дома, и в саду с физкультурой дружу»; конкурсы стенгазет «Спорт в нашей семье», «Чтоб расти и закаляться!»;
конкурс «Лучший спортивный герб семьи»; конкурс коллажей «Полезная и вредная еда» и др.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры.
В работе нашего дошкольного учреждения широко применяются здоровесберегающие технологии в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах: релаксациоционные минутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы между занятиями, физкультминутки, современные методики оздоровления: массаж биологически активных точек, самомассаж по Уманской, дыхательная гимнастика П.П.Бордучили, гимнастика пробуждения Н.Н.Ефименко, упражнения на коррекцию зрения и осанки. В игровой, сказочной форме дети осваивают приемы самомассажа, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, развивают двигательные навыки, знакомятся со строением тела, значением каждого жизненно важного органа для человека и т. п.
Изучение программы В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» помогло нам внедрить в работу с детьми такие формы оздоровления, как психогимнастику, самомассаж, мимическую гимнастику, что значительно обогатило режимные моменты, а использование нетрадиционных форм и методов оздоровления явилось средством обогащения развития личности каждого нашего воспитанника. Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволило вовремя снимать мышечное напряжение, увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников. Кроме этого, вводя каждый раз что-то новое (текст, музыку и т.д.), мы способствуем не только повышению заинтересованности детей, но и развитию у них познавательных способностей.
Физическое развитие ребенка тесно связано с его познавательно-речевым и художественно-эстетическим развитием. Использование не только на занятиях, но и вне организованной деятельности различных форм оздоровления детей, развивает у них все психические процессы. Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления, способствует развитию у детей координационных способностей и подготовки руки к письму, а использование элементов психогимнастики помогает снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, способствует предупреждению утомляемости детей и повышению их работоспособности, развитию у них творческих способностей.
Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ, М., 2004
Волкова В.А. заведующий МДОУ Д/с 10 г.Лесосибирск .Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ //Управление ДОУ №3,4, 2006.
Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ М., ТЦ «Сфера» 2007.
Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006
Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ //Управление ДОУ №8, 2006.
Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом – М.:АРКТИ, 2004.
Волгоград. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ //Управление ДОУ №1,2004.
Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью. //Управление ДОУ №1,2006.
Филиппова Л.В. Опыт социальной работы ДОУ в микрорайоне.//Управление ДОУ №4,2003.
Источник