Здоровье младшего школьника журнал

Статьи 30 июня 2014

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Л.И. ВАХНЕНКО,
учитель начальных классов, лицей № 15, г. Ставрополь

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение здоровья подрастающего поколения является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, поэтому забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье — основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
В современных условиях модернизации российского образования учитель начальных классов должен усилить внимание к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений, но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, не должна остаться в стороне проблема формирования у них ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
Работая в школе 20 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эту проблему комплексно. На родительском собрании был проведен курс бесед «Здоровьесберегающие технологии в школе и семье» (формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков, профилактика простудных заболеваний). Расскажу о системе использования здоровьесберегающих технологий в своей работе.
Учитывая, что длительность активного внимания младших школьни-ков не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультминуток. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребенка.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости — специально сконструированных и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности.
Свой учебный день мы начинаем с проветривания помещения. Дети сидят за партами с учетом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску (она зеленого цвета). Проведено дополнительное освещение над доской, в классном помещении много комнатных растений.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с наступлением первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, я определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, либо с применением ИКТ. Использую эле-менты самомассажа и другие средства, помогающие восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток включаются упражнения по формированию осанки, для ног, укреплению зрения, мышц рук, отдыху позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
В лицее регулярно проходит месячник «Наше здоровье в наших руках», проводятся классные часы по профилактике вредных привычек («Курить — здоровью вредить», «Нет наркомании и токсикомании»).

Читайте также:  Создай свою модель здоровья

Источник

«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
статья (1 класс) по теме

Опыт работы по фгос в начальной школе.

Скачать:

Вложение Размер
Опыт работы по фгос в начальной школе 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – это, прежде всего правильная организация его жизнедеятельности, отвечающая не только его природосообразному развитию, но и оптимальному распределению нагрузок и отдыха на организм ребенка.

«Дневник здоровья»- учебное издание по формированию здорового образа жизни младших школьников, который поможет сформировать у учащихся внимательное и ответственное отношение к своему здоровью, предупредить школьно-обусловенные заболевания; представлен в рамках реализации ФГОС и является составной частью ООП, в частности программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности учителя, ребёнка и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всего процесса обучения в начальной школе.

Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, которые вводятся уже с 1 класса, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Первоклассник, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить.

В нашем классе «Дневник здоровья» мы используем 3-4 раза в неделю, как в урочное (на уроках математики, окружающий мир, ИЗО, технология, физическая культура), так и во внеурочное время.

В первую очередь – это физкультурные минутки, которые мы проводим на уроках общеобразовательного цикла. Это обязательный компонент школьного урока.

Двигательные минутки на уроке необходимы детям. Они позволяют ребятам передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Своим ученикам 1-го класса я задала вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?»

Ответы были такие:

  • Помогают преодолевать сонливость и однообразность урока
  • Повышают работоспособность
  • Создают хорошее настроение

На уроке окружающего мира и на кружке «Зеленая планета»: мы путешествовали в Страну Сезонию, где знакомились со временами года их признаками, обсуждали как ребята активно отдыхают в разное время года и тем самым каждый сезон заполняем рисунками в разделе «Моя двигательная активность».

Оценку уровня здоровья физического развития, физической подготовленности (по двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости, ловкости и гибкости), мы определяем на занятиях физической культуры. Все эти данные вносят в таблицу — это позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах здоровья обучающегося и наметить меры для улучшения показателей.

Сохранение здоровья ребёнка – это основная задача и обязанность не только учителей, а в первую очередь – родителей. Учёба может считаться успешной только тогда, когда ей сопутствует хорошее здоровье. Цена пятёрок сомнительна, если у отличника расстраивается сон, если он становится раздражительным, плаксивым, если у него синяки под глазами. Не следует забывать, что это только начало, первые признаки многих будущих болезней. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Но не всегда это получается. Родители называют много причин, но чаще всего это объясняется неумением организовать режим дня ребёнка и помочь ему его выполнять. Поэтому для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников, необходима совместная работа педагогов и родителей с «Дневником здоровья».

Многие классные часы были посвящены теме: «Наше здоровье в наших руках». Для этого ребятам предлагалось выполнить дома вместе с родителями, например, задание раздела «Мое питание» и подготовить рассказ о своем правильном питании. После чего мы сделали вывод: что качественное и полноценное питание способствует нормальному развитию школьника, хорошей успеваемости, повышает его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Это позволило изменить их отношение к еде в сухомятку, к еде без соблюдения режима питания, к еде продуктами, не предусмотренными для детей и т.д. Поэтому в нашем классе 100% охват горячим питанием, никогда ребята не уносят со стола тарелки с едой. В разделе «Я – расту!» мы измеряем свой рост в классе, а так же ребятам вместе с родителями предлагалось дома измерить свой рост бананами и конфетами .

В помощь родителям б ыло проведено родительское собрание по теме: «Режим дня школьника». Главными задачами, которого было показать родителям необходимость соблюдение правил гигиены и выполнения режима дня школьника, а так же убедить мам и пап в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

На совместном классном часу: «В гостях у Мойдодыра», мы вместе с родителями доказали важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены и заполнили разделы: «Личная гигиена» и «Мой режим дня».

Таким образом, с целью формирования и закрепления у ребенка устойчивой потребности в соблюдении гигиенических навыков родители осуществляют контроль за выполнением ребенком правил личной гигиены, обеспечивают разнообразную двигательную активность ребенка, оказывают помощь в соблюдении рационального режима дня, а также в выполнении ребенком гигиенических правил.

Заполняя дневник, не только обучающиеся научатся выполнять гигиенические рекомендации и правила, понимать их физиологическое значение и влияние на здоровье, но и родители смогут наблюдать за состоянием здоровья своего ребёнка;

«Быть здоровым это не значит никогда и ничем не болеть. Даже очень хорошее здоровье нужно поддерживать, а не очень хорошее можно и нужно улучшать!

Источник

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

Дата публикации: 13.10.2015 2015-10-13

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Чиранова, О. И. К вопросу сохранения здоровья младших школьников / О. И. Чиранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22536/ (дата обращения: 08.06.2021).

Здоровье и обучение взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, тем выше его активность и противостояние вероятному негативному воздействию извне, то есть успешность адаптации к условиям среды (М. В. Антропова, Е. К. Глушкова, В. Р. Кучма, А. Г. Сухарев, Л. М. Сухарева,). В настоящее время в России происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, подходы, право, поведение, педагогический менталитет (А. Н. Леонтьев, И. Д. Фрумин, И. С. Якиманская и др.).

Стартовым моментом перемен в образовании, прежде всего, в школьном следует считать появление в 1993 году Закона РФ «Об образовании». Провозглашенный в нем принцип вариативности дает возможность коллективам учебных заведений выбирать, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские, внедрять различные программы и технологии обучения. Как показывает практика, свидетельствуют данные педагогической литературы и средства массовой информации, вариативность учебных программ, режимов и технологий обучения проявилась, прежде всего, в увеличении школьных нагрузок, использовании интенсифицирующих методов уже на начальном этапе обучения детей. В этой связи совершенствование школьного образования понималось, да и сейчас нередко понимается как:

 увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так, в 50–60-х гг. в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20; по пути увеличения набора обязательных учебных курсов идут гимназии и лицеи);

 усложнение программ: многие школьные учебные программы напоминают урезанные вузовские курсы, что отнюдь не сделало их научными и привлекательными для школьников (В. П. Беспалько) [6].

Определенной интеллектуальной и психологической нагрузкой учащихся неизбежно сопровождается образовательный процесс. Более того, необходимым условием организации развивающего обучения является пребывание ребенка в так называемой зоне ближайшего развития, что обеспечивает напряженную учебную деятельность (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский). Как справедливо отмечают авторы научно-методических рекомендаций к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования, «формирование у учащихся способности к организации ритмичной учебной и трудовой деятельности, воспитание умения выдерживать кратковременные значительные повышения нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями является одной из целей образования» [1].

Однако как показывают исследования врачей-гигиенистов, содержание образования значительно превышает психофункциональные возможности современных школьников. С требованиями, которые школа предъявляет учащимся, на должном уровне справляются от 15 до 30 % детей в зависимости от предмета, а по всем дисциплинам – не более 10% учащихся (Г. Ю. Ксензова). Не случайно, что только 4–7% учащихся традиционной школы сохраняют интерес к учению [7, с. 2]. По мнению исследователей, рост объемов учебных предметов ставит учащихся и учителей в безвыходное положение, поскольку выполнить в полной мере предлагаемые программы физически невозможно (В. П. Беспалько, М. И. Степанова). В этом случае часть учеников перестает выполнять домашнее задание: возникает внутренняя защитная реакция. Вместе с тем они начинают испытывать внутреннюю тревогу, чувство неудовлетворенности собой. Старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем в условиях перегрузок, а те, кто из-за природных данных не в состоянии справиться с таким объемом заданий – нравственным здоровьем. Неблагополучие в ситуации с учебными нагрузками неоднократно отмечалось в нормативных документах и инструктивно-методических письмах Министерства образования РФ.

Перегрузки в современной школе связаны не только с большим объемом образовательных программ, но и с интенсификацией обучения. Интенсификация учебной деятельности школьников шла разными путями. Наиболее явный, как справедливо замечает М. М. Безруких, – увеличение количества учебных часов и учебных предметов. Это касается не только уроков, но и внеурочных занятий, факультативов которые в условиях введения Федеральных государственных стандартов начального общего образования являются обязательной составляющей образовательного процесса.

Еще одна особенность учебного процесса в современной начальной школе – появление новых учебных предметов. В процессе проводимых исследований выявлено, что в расписании занятий можно встретить ряд дополнительных учебных предметов, таких как логика, музееведение, риторика, киноведение и другие. Введение дополнительных предметов, которые, как правило, являются одночасовыми (т.е. включаются в расписание уроков один раз в неделю, один раз в две недели), подвергается критике со стороны дидактов и педагогов-практиков, как мало эффективные (Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова). При этом, как отмечает доктор медицинских наук М. И. Степанова, не наблюдается увеличение числа столь необходимых детям 7–10 лет занятий, восполняющих дефицит двигательной активности, который многие исследователи фиксируют у поступивших в школу детей (Л. А. Давыденко, Н. И. Латышевская, Н. Т. Лебедева, А. Г. Сухарев и др.).

В многочисленных публикациях гигиенистов и педиатров (Л. В. Александров, А. Г. Ильин, В. А. Кирбшин, В. Р. Кучма, М. И. Степанова, Г. И. Стунеева, А. М. Цурган и др.) мы находим самые серьезные беспокойства по поводу небывалой перегрузки учащихся в последнее десятилетие. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившиеся в предыдущие годы тенденции ухудшения состояния здоровья школьников приняли устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере обучения в школе (Г. Г. Онищенко, Л. Ф. Бережков и др.).

Обоснованные требования гигиенистов, физиологов, психологов, педагогов были учтены при разработке и принятии образовательных стандартов начального общего образования. По мнению одного из ведущих разработчиков стандартов В. В. Фирсова, «мы не имеем права не использовать стандарты для облегчения давления учебного процесса, который калечит детей» [6, с.19]. При этом, как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, образовательные стандарты не снижают образовательную «планку», а построены по принципу «минимакса». Это означает, что «школа обязана предложить ученику содержание по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню», тогда школа станет действительно адаптивной, «школой для всех» (Е. А. Ямбург, 1997).

Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, сне, пребывании на воздухе (И. Э. Александрова, М. В. Антропова, В. Р. Кучма и др.). Еще одним потенциально неблагоприятным фактором для здоровья является статический режим работы (В. И. Белявская, В. А. Доскин, П. И. Храмцов и др.). Эта характерная особенность сопровождается тем, что большинство групп мышц у сидящих за партой находится в постоянном напряжении, что приводит к быстрой утомляемости, способствует развитию патологических изгибов позвоночника. Так как эта работа носит малоподвижный характер и нередко осуществляется в течение продолжительного времени, то часть вызывает жалобы на мышечный дискомфорт: боли в области шеи, плечевого сустава, спины.

Так, влияние на здоровье школьников оказывают многие факторы. Усилилась роль «внутришкольных факторов»: интенсификация обучения; снижение двигательной активности; увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; нарушение зрения, осанки; ухудшение нервно-психического здоровья. Способы, методы, средства, с помощью которых педагог реализует обучение детей, являются значимыми факторами организации учебного процесса, которые определяют психическое и психофизиологическое состояние ученика.

Сложившаяся ситуация актуализировала вопросы сохранения здоровья учащихся. Проблема сохранения здоровья школьников отражена не только в исследованиях медицинского направления, но и психолого-педагогического, методического.

К исследованиям психолого-педагогического направления отнесены работы, авторы которых отражают возможности создания психолого-педагогических условий формирования навыков здорового образа жизни; психологических оснований реализации здоровьесберегающих технологий; условий, позволяющих сохранить и поддержать психическое, психологическое, эмоциональное здоровье через учебное моделирование, знаково-символическое опосредование и др. (Р. Г. Дорбянская, В. М. Кабаева, И. В. Кузнецова, О. В. Суворова, Л. В. Тарабакина, М. М. Халидов, А. В. Шувалов [2].

Проблема сохранения здоровья школьников в связи с обучением математике учащихся начальной школы рассматривалась в работах Т. В. Смолеусовой (2005), М. Г. Волчек (2006).

М. Г. Волчек в своей работе анализирует компоненты систем начального обучения математике и формулирует следующие условия здоровьесбережения:

– включение в учебный процесс жизненного опыта ребенка, опора на него в обучении; помощь в «присоединении» нового знания к прежнему опыту;

– представление предметных понятий, в частности, математических понятий и способов действий на языке и средствами, доступными детям;

– обеспечение каждому ребенку достаточного уровня понимания нового знания; расширение и развитие способов представления математического знания в речи детей как естественное обогащение их языковых средств;

– исключение перегрузки учащихся большим количеством информации, равно как исключение «недогрузки» и интеллектуального безделья, обеспечение непротиворечивости учебной информации;

– обеспечение положительного и эмоционального состояния младших школьников и понимания учителем того, что эмоциональное состояние служит индикатором общего состояния здоровья;

– использование в процессе обучения группы средств, обеспечивающих все стороны благополучия ребенка, характеризующих здоровье комплексно, во взаимосвязи [2, с. 19–20]

С целью определения средств реализации данных условий здоровьесбережения при обучении младших школьников математике необходимо выяснить, что определяет методическую систему обучения данному предмету.

Г. И. Саранцев считает, что систему обучения математике составляют цели и содержание математического образования, методы, средства, формы обучения, индивидуальность ученика и результаты обучения [5, с.11]. С нашей точки зрения определенный вклад в решение вопроса может внести такая форма обучения как образовательная экскурсия. Между тем этот вид учебной деятельности используется не в полном объеме и крайне не эффективно. Так, в ходе опроса учителей-предметников выяснилось, что только 56 % респондентов постоянно или периодически используют экскурсионные занятия с учащимися в своей работе [4, с.69].

Экскурсия обладает длительной историей как организационная форма обучения. Зародилась она в античности. Геродот – первый специалист в области экскурсий, о котором имеются достоверные данные. Познавать природу в непосредственном общении с ней советовали в своих трактатах о воспитании Аристотель, Демокрит, Квинтилиан.

О значении экскурсий, применении ее с позиций дидактического принципа писал в Я. А. Коменский: «… пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания» [4, с. 69–70].

Значимость экскурсий аргументировал Ж.-Ж. Руссо, призывая наблюдать природу и следовать по пути, который она нам прокладывает [3].

Один из специалистов по методике и организации проведения экскурсионных занятий в школе, Б. Е. Райков выде­ляет два самых главных, по его мнению, специфических признака экскурсии. Первый, внешний признак он называет моторным, считая, что «всякое экс­курсионное изучение, есть такая познавательная работа, которая так или иначе связана с передвижением обучающегося в пространстве». С этой точки зрения «даже десятиминутный выход с учащимися на школьный двор с обра­зовательными целями, есть уже экскурсия». Второй признак сводится к оправданности моторного элемента. Экскурсант сам идет к объекту изучения, его невозможно доставить в класс не потому, что это не реально, хотя технически это иногда и осуществимо, а потому, что «такой объект может быть понят школьниками на месте своего нахождения и не может быть с удобством доставлен под крышу, в комнату, в виде обычного наглядного пособия» [4, с.73].

В процессе аналитического обзора нами установлено, что экскурсия имеет большой методический потенциал педагогического воздействия на формирование и развитие личности школьников. Начальная школа является частью непрерывного образовательного процесса, служит фундаментом для развития интеллектуальных, нравственных качеств личности современного человека, поэтому учителю начальной школы отводится большая роль в вопросе формирования всесторонне развитой личности. Именно образовательные экскурсии позволят соединить логические и эмоциональные начала, строить процесс образования в условиях здоровьесбережения учащихся, на основе привлечения воспитательного потенциала урока.

Источник

Оцените статью