Здоровье первоклассника советы учителю

Семинар-практикум для педагогов «Здоровье будущего первоклассника»

Наталия Сачук
Семинар-практикум для педагогов «Здоровье будущего первоклассника»

Внедрение современных технологий в организацию воспитательно-образовательной работы через нетрадиционную форму проведения семинара-практикума по профилактике проблем, связанных со здоровьем будущих первоклассников.

1. Познакомить педагогов с видами готовности (здоровья) детей к школе

2. Сплочение как коллектива единомышленников для решения проблем, связанных со здоровьесбережением будущих первоклассников, осознанию педагогами важности периода предшкольной подготовки

3. Определить рамки возможного использования данных технологий в ДОУ

Материалы и оборудование:

1.Полоски для жеребьевки: желтого и зеленого цвета, доска магнитная – 3 шт., маркеры

2. Лист ватмана с фигурками человечков (девочек и мальчиков) – 1 штуки, листы поменьше для работы в группе – 2 штуки

3. Фильмы «Устами младенца»с высказываниями детей по темам: «Здоровье», «Физкультура и спорт», «Витамины», «Режим дня», «Закаливание».

4. Презентация «Здоровье будущего первоклассника».

5.Задания-выдержки психологической готовности: интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.

6.Памятки на тему: «Здоровье будущего первоклассника», «Советы воспитателям для сохранения эмоционального благополучия».

1. Самостоятельное ознакомление педагогов с литературой по теме здоровье будущего первоклассника при подготовке к школе, здоровьесберегающие технологии.

2. Видеозапись высказываний детей о здоровье, физкультуре и спорте, витаминах, режиме дня, закаливание.

3. Изготовление рисунков, плакатов для оформления.

4. Домашнее задание (по жеребьевке): презентация методов и приемов работы по одной из технологий обеспечения социально-психологического обеспечения (музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия).

Ход игры.

Уважаемые педагоги! У нас есть одно общее, что нас объединяет — это наши дети, мальчишки и девчонки.

— Что такое здоровье?

Известный русский писатель и врач В. Вересаев особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека: «…С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!»

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

— Какие они будущие первоклассники? Что же такое «готовность к школе»?

Но чтобы наш диалог не был односторонним и общение скучным, я предлагаю Вам быть полноправными участниками нашего общения.

Педагогам предлагается вытянуть полоску наиболее понравившегося цвета, после чего они садятся за столы выбранного цвета.

Перед началом оргдеятельностной игры обсуждаются правила и регламент.

1. В игре нет зрителей, все участники.

2. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (время уточняется). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (2-3 минуты).

3. Несколько правил,которые можно и нужно выполнять: в кругу все равны каждый говорит свое мнение, свое решение, свою точку зрения, свою версию можно высказывать любое мнение, нет точек зрения правильных и неправильных.

4. После выполнения задания проводится обобщение и анализ ответов.

Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание, активное участие в открытом разговоре. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Ответьте на вопрос: «От чего зависит выбор здоровьесберегающих технологий

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей

Задание 2. Игра «Устами младенца»

Выслушайте и отгадайте слова, которые описывают дети.Группы по очереди отгадывают загаданные детьми слова: «Что же это?»

1 «Здоровье»

2 «Физкультура и спорт»

Задание 3. Упражнение «Хорошо — плохо»

Педагог-психолог. Вы все очень хорошо знаете детей дошкольного возраста. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите лист с фигурками человечков и напишите на ней синей пастой, те черты, которые помогут и красной пастой те черты, – которые могут затруднить учёбу будущего первоклассника. (Педагоги выполняют задание и делятся своими опасениями)

После чего педагог проводит обобщение и, анализируя с участниками команд выдвинутые черты, выделяет и выносит на общий рисунок черты, которые помогут детям в школьном обучении.

Педагог-психолог. Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе — процесс многоплановый. Педагоги и психологи выделяют разные виды готовности к школе.

Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».

Слайд № 3. Готовность к школе, как вы видите,включает в себя три основные составляющие: физическую, интеллектуальную и психологическую готовность.

Слайд № 4. Физическая готовность.

Включает в себя: общее физическое развитие, состояние здоровья, слуха, зрения, умение выполнять основные движения (бег, прыжки и др., развитие мелких групп мышц.

Слайд № 5. Интеллектуальная готовность.

Предполагает: определенный набор знаний и представлений об окружающем мире, предпосылки к формированию учебной деятельности.

Слайд № 6. Психологическая готовность (личностная).

Включает в себя: развитие мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов, эмоциональную устойчивость (эмоционально-волевую, коммуникативную готовность.

Задание 4. Педагог-психологпредлагает каждой команде вытянуть одну полоску с описанием компонента психологической готовности к обучению в школе: мотивационной, интеллектуальной, волевой и коммуникативной. Каждая команда получает задание – выдержку, в течение 5 минут знакомится и обсуждает, выбирает по одному представителю от команды для выступлению по своему компоненту.

Слайд № 7. Опираясь на рассмотренные компоненты готовности можно выделить виды здоровья будущего первоклассника — это:

«Физическое здоровье»«физическая активность» (естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении,

«Здоровье психическое»«психическая активность» (потребность нормального развивающегося ребенка в познании окружающей жизни, в познании самого себя,

«Социальное здоровье»«социальная активность» (проявляется в поведении, направленном на поддержание правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам)

Слайд № 8. Критерии здоровья:

1. Соматическое и физическое здоровье заключается в осознании ребенком того, что он может.

2. Социально-психическое в свою очередь заключается в осознании ребенком того, что он хочет.

3. Нравственное. Что он должен?

Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Слайд № 9.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия: игровая терапия,сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия.

Задание 5. Каждая команда по предварительной жеребьевке за неделю получила свое задание подготовить презентацию методов и приемов работы по одной из технологий обеспечения социально-психологического обеспечения.

Сейчас я предлагаю Вам представить его другой команде.

После чего по два представителя рассказывают об одной из технологий.

Слайд № 10 Игровая терапия

Слайды № 11 Сказкотерапия

Слайд № 12 Куклотерапия

Слайд № 13 Музыкотерапия

Спасибо за ваши выступления и в заключении хотелось бы подытожить, что готовность к школе это процесс многоплановый и неоднозначный. И при подготовке детей необходимо учитывать все стороны развития.

Здоровьесберегающие технологии сегодня становятся главными. Система по здоровьесбережению позволит качественно решать задачи развития физически здоровой активной творческой личности.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как детей, их родителей, так и самих себя.

Игра-ассоциация «Забота о своем здоровье»

1. Ведущим задается тема, все закрывают глаза и стараются себе представить

2. Нельзя разговаривать друг с другом, все только выслушивают

3. Высказывания не обсуждаются

4. Высказывает тот на кого укажет ведущий

Задание 1 «Представьте свое Здоровье. Какое оно?».

Задание 2 «А сейчас подумайте и представьте, какое вкусное блюдо вы бы приготовили для своего здоровья, чтобы оно улучшилось».

Задание 3 «Вот наступил долгожданный день рождение Вашего здоровья. Что Вы ему подарите».

В подарок педагогам раздаются памятки «Советы воспитателям для сохранения эмоционального благополучия», «Здоровье будущего первоклассника»

В заключение нашего семинара-практикума хотелось бы узнать ваше мнение, положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия. Педагоги высказывают свое мнение о проведенном мероприятии, что им понравилось больше всего и что было не интересно.

1. Бардин К. В.Подготовка ребенка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовность ребенка к школе. М., 1994.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2007.

4. Доронова Т. Н. Из ДОУ – в школу. Пособие для дошкольных образовательных учреждений – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

5. Дубина Л. А.Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М. : Книголюб, 2006.

6. Панфилова М. А.Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Гном и Д, 2000.

7. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. — 2007. — №2. — С. 65-68.

8. Шаехова Р. К. Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников. Казань, 2006.

Источник

«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника.» ( родительское собрание) 1класс.
статья (1 класс) на тему

Безопасность ребенка в школе не в меньше мере зависит и от родителей, и от их участия в школьной жизни

Скачать:

Вложение Размер
5munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 21.38 КБ
5munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6

г. Сергиев Посад»

«Основные факторы, способствующие укреплению

и сохранению здоровья первоклассника.»

Тема: «Основные фактор, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника»

Цель: Ознакомить родителей обучающихся с факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья первоклассника в школе и дома.

1. Информировать родителей о состоянии здоровья учащихся на момент проведения собрания.

2. Создать условия для осознания родителями некоторых факторов, которые способны пагубно влиять на здоровье первоклассников, а так же для осознания родителями необходимости совместной работы школы и семьи для сохранения и укрепления здоровья школьников.

3. Разработать программу совместной работы школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья первоклассников.

Форма проведения: круглый стол.

Классным руководителем во время подготовки к данному родительскому собранию организуются следующие мероприятия:

1. Анализ состояния здоровья учащихся первого класса школьной медицинской сестрой.

Примерный план анализа:

— общие сведения о физическом развитии обучающихся класса;

— общие сведения о заболеваемости детей класса на период проведения родительского собрания;

— сведения о профилактических мероприятиях по предупреждению инфекционных заболеваний;

— сведения о режиме работы, меню и качестве пищи в школьной столовой;

— информация о работе школьной медицинской сестры.

2. Договоренность с врачом – педиатром о выступлении на родительском собрании.

3. Подготовка материала по проведению родительского всеобуча по данной проблеме.

Столы в классной комнате расставлены в форме круга. Родители рассаживаются. Классным руководителем сообщается тема, цель и задачи родительского собрания.

На собрание приглашены школьный психолог, врач – педиатр, медицинская сестра.

В начале собрания избирается секретарь для ведения протокола родительского собрания.

Родительское собрание классный руководитель начинает с анкетирования и последующего анализа этих анкет.

1. Как вы оцениваете состояние здоровья вашего ребенка?

2. Изменилось ли состояние здоровья вашего ребенка за период обучения в школе? Если «да», то изменения произошли:

— в лучшую сторону;

— в худшую сторону.

3. Какие причины, на ваш взгляд, могут влиять на ухудшение здоровья вашего ребенка в период нахождения его в школе?

4. Какие факторы, по — вашему мнению, способствуют укреплению здоровья вашего ребенка?

5. На что классному руководителю нужно обратить внимание при работе с вашим ребенком?

Ознакомление родителей с результатами анализа состояния здоровья учащихся на момент проведения родительского собрания

Данный анализ демонстрируется родителям в качестве слайдовой презентации в виде следующих таблиц.

Список учащихся класса

Группа здоровья учащегося

Физкультурная группа учащегося

Количество дней, пропущенных по болезни

Общее количество дней, пропущенных по болезни, по классу:

Основные виды заболеваний учащихся класса

Количество учащихся, подверженных данному заболеванию, %

Количество учащихся, пропустивших учебные занятия по причине этого заболевания, %

Заболевания желудочно – кишечного тракта

Вегето – сосудистые заболевания

Выступление врача – педиатра

Доктор рассказывает родителям о тех заболеваниях, которые в современном мире наиболее распространены, о методах их лечения и профилактике. Особое внимание врач уделяет современным лекарственным препаратам, которые можно использовать для лечения детей в домашних условиях. Выступление заканчивается ответами педиатра на вопросы родителей.

Проведение педагогического всеобуча для родителей

Материал подобран с опорой на актуальность обсуждаемой проблемы. Информация должна быть интересной и доступной для родительской аудитории.

Классный руководитель:Здоровье – это состояние души и тела человека, оно не может совмещаться с хмурыми мыслями и плохим настроением. Недаром говорят, что всего лишь одна минутка смеха продлевает жизнь человека. Если верить данным статистики, то современный взрослый человек в день смеется около 15 раз. А вот ребенок может хохотать не меньше пятидесяти раз. Это значит, что взрослея, человек теряет восприимчивость ко многим явлениям, которые в детстве и юности вызывают смех и улыбку. В организме человека те биологические процессы, которые вызываются смехом, укрепляют иммунную систему организма человека. Замечено, что оптимисты не только лучше адаптируются в обществе, но и гораздо лучше учатся. Этот факт можно проверить экспериментом: всем испытуемым предлагается запомнить несколько слов. Несколько человек их них в приподнятом настроении; остальные – с плохим настроением. В ходе эксперимента выясняется, что те, кто испытывал радость, запомнили 78% слов, а среди тех, кто с плохим настроением – запомнили всего только 47%. Оптимисты отличаются от пессимистов повышенной реакцией, способностью гораздо быстрее вырабатывать стратегию решений.

Безопасность ребенка в школе не в меньше мере зависит и от родителей, и от их участия в школьной жизни. В данном случае правдивы слова: «Кто предупрежден, тот вооружен». Аллергия может быть вызвана и самым обычным школьным мелом. Доктора уже давным – давно говорят о том, что ученики не должны до мела дотрагиваться руками. Как быть? Все очень просто: кусочки мела необходимо оборачивать кусочками ткани, или бумаги.

А какая же опасность таится в старом учебнике? Дело в том, что в старом учебнике могут жить микробы и инфекция, которые остались от предыдущего ученика. Лучше, если у вашего ребенка будет свой, индивидуальный набор учебников и необходимых книг. Еще лучше, если таких комплектов будет не один, а два. Отвечу на возникший вопрос: почему? Дело в том, что ребенку в ранце ( а именно такие сумки должны быть у обучающихся начальной школы) можно носить не более 4 кг., в противном случае – у детей может быть развиться такое заболевание, как сколиоз. Сумка же школьника обычно гораздо тяжелее того веса, что разрешается. Поэтому сейчас 60% обучающихся страдают искривлением позвоночника. Второй же набор учебников освободит портфели от лишних килограммов, а наших деток от болезней. Очень хорошо завести личные шкафчики для того, чтобы после окончания уроков дети могли оставлять в них тяжести. Могут спровоцировать искривление позвоночника и уроки физической культуры. Травмоопасные прыжки через «козла», лыжные гонки вдоль загазованного шоссе.

Здоровье детей может навредить и обычный ученический, школьный урок. Сорок урочных минут вызывают напряжение мышц спины, нагрузку на позвоночник, снижение вентиляции легких, а все это может привести к серьезным воспалительным процессам. Довольно быстро послушный ребенок, сидящий за партой не шелохнувшись, начинает зевать, что является дополнительной вентиляцией легких. Существуют четкие признаки переутомления детей: они становятся рассеянными, намного хуже понимают материал, могут грызть ногти, кусать губы. Для того, чтобы избежать подобных воздействий на организм, в каждой школе, в каждом классе существует продуманная система мероприятий, которая получила название «здоровьесберегающие технологии». Необходимо, чтобы родители и дома поддерживали все эти школьные начинания одним, очень простым, способом – своей заинтересованностью.

Если ребенок, приходя из школы, жалуется на головную боль, жалуется на сильную усталость, необходимо проанализировать, что он ест на завтрак дома и в школе. Ведь одна из причин подобного недомогания – неполноценное, или неправильное питание.

Почему же ребенку необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии, поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед учебными занятиями. В противном случае дети будут быстро уставать и не смогут усваивать учебный материал.

Как же лучше организовать завтрак школьника? Это во многом зависит и от физических данных конкретного ребенка, от его пристрастий в еде, от биоритмов. Например, у детей – «жаворонков» — утром аппетит хороший. Дети – «совы» от завтрака часто отказываются. Родителям необходимо учитывать этот фактор. Не нужно насильно впихивать еду в ребенка, так как вместо пользы это может привести к развитию у ребенка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Гораздо лучше в этом случае ребенку дать что – нибудь из еды с собой в школу.

В утреннем меню школьника непременно должны быть продукты, богатые белками, так как белки, повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптации детей к серьезным школьным нагрузкам. Это могут быть бутерброды с ветчиной, колбасой, сыром, рыбой. Это может быть и кусок отварного мяса, любая молочная каша, вареное яйцо, омлет, творог или йогурт. Можно и ограничиться и стаканом молока или кефира с булкой или пирожком. Кроме белковой пищи на завтрак ребенку желательно давать что – нибудь из растительной пищи: огурец, помидор, яблоко, апельсин. Самое важное во всем этом — необходимость по утрам горячим питьем. Это может быть и чай с лимоном, и ягодные морсы, и какао. Очень важно, чтобы завтрак ребенка был не только вкусным, но питательным и разнообразным по составу пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.

Чтобы правильно организовать домашний завтрак школьника, необходимо соблюдать следующие условия:

— индивидуальные особенности ребенка;

— распорядок и напряженность дня;

— наличие, калорийность и качество горячих завтраков в школе.

Случаются и такие ситуации, когда родители осуществляют гиперопеку над своим ребенком. В результате ребенок уверен, что мир – это одни лишь угрозы жизни и здоровью. Конечно, гораздо проще полностью оградить ребенка от внешнего мира, чем научить его самостоятельно справляться с трудностями. Но, ребенок, который привык отвечать за свои поступки, имеет свой собственный жизненный опыт, независимый взгляд на мир, будет иметь оптимистичный характер, а именно это способствует сохранению и укреплению душевного здоровья.

Классный руководитель предлагает родителям познакомиться с материалом, который применяется на уроках для снятия мышечного и эмоционального напряжения, для предупреждения падения остроты зрения.

Решение родительского собрания секретарем записывается в Протокол родительского собрания.

Источник

Читайте также:  Роман виктюк биография личная жизнь здоровье
Оцените статью