- Автореферат и диссертация по медицине (14.00.33) на тему: Здоровье преподавателей медицинских вузов и факторы, его определяющие
- Оглавление диссертации Микерова, Мария Сергеевна :: 2007 :: Москва
- Введение диссертации по теме «Общественное здоровье и здравоохранение», Микерова, Мария Сергеевна, автореферат
- Заключение диссертационного исследования на тему «Здоровье преподавателей медицинских вузов и факторы, его определяющие»
Автореферат и диссертация по медицине (14.00.33) на тему: Здоровье преподавателей медицинских вузов и факторы, его определяющие
Оглавление диссертации Микерова, Мария Сергеевна :: 2007 :: Москва
ГЛАВА 1. ОБРАЗ, УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА (аналитический анализ литературы).
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Этапы исследования.
2.2. Методы исследования.
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ.
3.1. Обобщающий «портрет» преподавателя ВУЗа.
3.2. Работа в ВУЗе.
3.2.1. Факторы производственной среды.
3.2.2. Факторы трудового процесса.
3.3. Домашние дела и свободное время.
ГЛАВА 4. ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА.
4.1. Характеристика здоровья преподавателей — самооценка (по данным социологического опроса).
4.2. Здоровье преподавателей по данным медицинской документации.
ГЛАВА 5. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ, И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ОХРАНЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
5.1. Факторы, влияющие на здоровье преподавателей медицинских ВУЗов.
5.2. Медицинская активность как важнейший фактор, отражающий отношение преподавателей медицинских ВУЗов к собственному здоровью (по данным социологического опроса).
5.3. Пути оптимизации охраны и восстановления здоровья преподавателей медицинских ВУЗов.
Введение диссертации по теме «Общественное здоровье и здравоохранение», Микерова, Мария Сергеевна, автореферат
Актуальность исследования. В течение последних десятилетий в Государственных докладах, выступлениях официальных лиц страны, в средствах массовой информации отмечается кризис общественного здоровья в Российской Федерации. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая аспекты условий жизни (Т. М. Максимова, О.Н.Гаенко, 2003). Кризис общественного здоровья затрагивает лиц любой профессии, в том числе преподавателей.
Преподавательский корпус страны, насчитывающий несколько сотен тысяч человек, имеет огромное социальное значение, так как от его деятельности зависит будущее нашего общества. Это научный потенциал, богатство каждой страны; как преподаватели, так и молодежь являются настоящим и будущим нашего государства. Каково состояние здоровья всех участников образовательного процесса, каков их образ жизни, в каких условиях они живут, учатся и работают, — от этих и многих других факторов зависит их трудоспособность, возможность максимальной передачи знаний и опыта, способствующая воспитанию и обучению будущих специалистов.
Преподаватель высшей школы, особенно медицинского ВУЗа, по своему социальному предназначению призван решать задачу формирования студента не только как будущего специалиста высокого профессионального уровня, но и как здорового человека, здоровой личности, воспитывая при этом положительные, конструктивные ориентиры и закладывая установки на общечеловеческие ценности, а также — на разумный и целенаправленный здоровый образ жизни (Бахтин Ю.К., Макарова Л.П., Михайлова JI.A., Соломин В.П., Сонко Г.И., 1999).
Сложность и многообразие изменяющихся социальных условий и факторов, определяющих и опосредующих здоровье населения, требуют проведения таких социально-гигиенических исследований, которые охватывали бы несколько или множество взаимодействующих факторов, определяющих через поведение людей различные проявления жизненной активности, показатели их здоровья (Миндлин Я.С., Калмыков А.А., Утенков А.В., 1991).
В условиях перехода страны к рыночным отношениям практически потеряла свою значимость монополия государственной системы здравоохранения, когда каждый человек прикреплялся к конкретному амбулаторно-поликлиническому учреждению, а работающее население имело право двойного обслуживания — в поликлинике по месту работы и в районной поликлинике. С развитием сети частных лечебно-профилактических учреждений, возможности выбора пациентом врача, медицинского учреждения затрудняется учет и анализ заболеваемости населения, особенно отдельных групп.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» в качестве одной из мер по решению основных проблем здравоохранения предполагает профилактическую направленность здравоохранения с проведением дополнительной диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров. В первую очередь, эти меры касаются населения, занятого в бюджетной сфере: государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, научно-исследовательских учреждений. Однако, вместе с тем в настоящее время финансирование указанных учреждений, осуществляемое преимущественно из государственных и муниципальных бюджетов, недостаточно для осуществления такой существенной профилактической деятельности. К тому же, большинство граждан, работающих в вышеперечисленных сферах, не подлежат обязательному прохождению ежегодных профилактических осмотров. В то же время риск развития заболеваний, на выявление и предотвращение которых направлена дополнительная диспансеризация, в силу профессиональных особенностей достаточно высокий. По итогам дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров формируются группы здоровья, в соответствии с которыми определяется дальнейшая тактика обследования и лечения. Однако, дополнительная диспансеризация — дело добровольное, и успех программы во многом зависит от желания населения следить за состоянием свого здоровья.
Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием комплексных исследований состояния здоровья и факторов, влияющих на него, у преподавательского корпуса высших учебных заведений страны. Недостаточно изучена организация медицинской помощи, не разработаны научные подходы к формированию личной ответственности за сохранение и укрепление бесценного богатства — собственного здоровья. В связи с этим проведение комплексного медико-социального исследования состояния здоровья преподавателей ВУЗов и факторов, на него влияющих, в частности, условий, образа жизни и организации медицинской помощи, представляется актуальной научно-практической задачей общественного здоровья и здравоохранения.
Целью исследования явилось: провести анализ состояния здоровья и влияющих на него факторов с применением метода анкетного опроса и разработать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья преподавателей высших медицинских учебных заведений.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить проблему исследования здоровья отдельных групп населения и факторов, его определяющих, по данным отечественных и зарубежных литературных источников.
2. Разработать методику для оценки состояния здоровья преподавателей медицинских ВУЗов и факторов риска с использованием анкетного метода, рекомендованного Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения.
3. Дать характеристику образа и условий жизни, а также медицинской активности как факторов, определяющих здоровье преподавателей медицинских ВУЗов.
4. Изучить состояние здоровья преподавателей высших медицинских учебных заведений с использованием рекомендованных Европейским региональным бюро ВОЗ опросников и данных официальной медицинской документации.
5. Разработать компьютерную программу для оценки риска нарушений в здоровье и развития заболеваний преподавателей медицинских ВУЗов и обосновать предложения, направленные на укрепление их здоровья и сохранение активного профессионального долголетия.
Научная новизна исследования. Впервые для изучения состояния здоровья преподавателей высшей медицинской школы и факторов, на него влияющих, применен метод анкетирования с использованием рекомендованных Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения опросников.
На основе анкетного опроса и данных официальной медицинской документации проведен комплексный анализ состояния здоровья, образа и условий жизни преподавателей высших учебных заведений. Осуществлена оценка медицинской активности этого контингента как важнейшего компонента, отражающего отношение преподавателей медицинских ВУЗов к собственному здоровью и к негативным явлениям в современной системе здравоохранения.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования позволили получить данные о состоянии здоровья преподавателей ВУЗов. Проведенный многофакторный анализ выявил факторы, влияющие на здоровье преподавателей.
Полученные в ходе исследования данные доказывают целесообразность использования метода анкетного опроса для проведения мониторинга состояния здоровья преподавателей и выявления влияющих на него факторов.
Обоснованы предложения как на индивидуальном уровне, так и для руководства ВУЗов, кафедр и медицинских учреждений по сохранению и укреплению здоровья преподавателей высших медицинских учебных заведений.
Разработанная соискателем при консультативной помощи кафедры медицинской информатики и статистики (зав. кафедрой — доцент, канд. физмат. наук Герасимов А.Н.) компьютерная программа позволяет прогнозировать риск нарушения здоровья и развития заболеваний с учетом сочетанного воздействия ряда факторов для принятия адекватных профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий.
Внедрение в практику
Материалы работы внедрены в учебный процесс на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М.Сеченова, на аналогичных кафедрах Курского государственного медицинского университета, Медицинского института Орловского государственного университета, Астраханской государственной медицинской академии.
Материалы исследования по применению метода анкетного опроса включены в главу «Методика изучения и анализа заболеваемости населения» учебного пособия «Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения» (2007 г.), изданного кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М.Сеченова.
Апробация материалов диссертации
Материалы и полученные результаты исследования доложены и обсуждены на:
• Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», г. Москва, 2004 г.;
• V-ой, VI-ой, VII-ой Международных научно-практических конференциях «Здоровье и образование в XXI веке», г. Москва, 2004, 2005, 2006 гг.;
• 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека», г. Волгоград, 2004 г.;
• Научно-практической конференции «Здравоохранению Богородского края 175 лет», г. Ногинск, 2005 г.;
• I Международной (X Всероссийской) Пироговской студенческой научной медицинской конференции, г. Москва, 2006 г.
По материалам и результатам исследования опубликовано 9 научных работ, в том числе 4 статьи в периодических изданиях, включенных в перечень ВАК.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Здоровье преподавателей медицинских ВУЗов характеризуется распространенностью хронических заболеваний, формирующихся под влиянием комплекса факторов, включающих образ и условия жизни, на фоне постоянно возрастающих требований, ответственности и нагрузки.
2. Метод анкетирования является наиболее информативным для изучения состояния здоровья преподавателей медицинского ВУЗа и влияющих на него факторов с учетом комплекса характеристик образа и условий жизни этого контингента для разработки предложений по профилактике заболеваний.
3. Проблемы охраны здоровья преподавателей медицинских ВУЗов характеризуются отсутствием медицинских профилактических осмотров, нерегулярным диспансерным наблюдением преподавателей, имеющих хронические заболевания, что отражает также низкую медицинскую активность самих преподавателей и в немалой степени является следствием не только отсутствия внимания к собственному здоровью, но и неадекватной организации лечебно-профилактической помощи.
4. Сохранению здоровья преподавателей медицинских ВУЗов может способствовать как соблюдение здорового образа жизни, так и оптимизация организации медицинской помощи с обязательным диспансерным наблюдением при сформировавшейся патологии и периодическими медицинскими осмотрами для раннего выявления заболеваний с использованием разработанной в настоящем исследовании методики для оценки индивидуальных факторов риска.
Заключение диссертационного исследования на тему «Здоровье преподавателей медицинских вузов и факторы, его определяющие»
1. Состояние здоровья преподавателей медицинских ВУЗов и факторы, его определяющие, впервые в РФ изучены методом анкетирования, который в современных условиях является наиболее информативным.
2. Более половины преподавателей отмечают нарушения в состоянии здоровья (70,7 сл. на 100), наличие какого-либо хронического заболевания -65,8 сл. на 100 опрошенных.
3. Профессиональная деятельность профессорско-преподавательского состава характеризуется сочетанием нескольких ее видов — педагогической, научно-исследовательской, лечебной, общественной др., а также необходимостью подработки с целью повышения уровня материальной обеспеченности (55,0 сл. на 100 респондентов).
4. Условия и образ жизни преподавателей ВУЗов характеризуются средним (47,4 %) и низким (44, 4 % случаев) уровнем материальной обеспеченности, необходимостью совмещения преподавательской деятельности с другой оплачиваемой работой (55,0 % респондентов), нерациональным питанием, необходимостью продолжения работы дома при отсутствии условий для этого, отсутствием соблюдения нормативов санитарно-гигиенических условий на рабочем месте, значительной нагрузкой на работе и др.
5. Несмотря на наличие высшего (в большинстве случаев — медицинского) образования и достаточную объективность в оценке причин заболевания профессиональная группа преподавателей характеризуется недостаточным уровнем медицинской активности, а именно — низким уровнем обращений за медицинской помощью в лечебные учреждения (в 19,8 случаях на 100), предпочтением самолечения в случае возникновения заболевания (в 61,0 случае на 100 респондентов).
6. Организация медицинской помощи преподавателям несовершенна — отсутствует динамическое профилактическое обследование, лишь треть из имеющих хронические заболевания, выявленные в лечебно-профилактических учреждениях, состоит на диспансерном учете.
7. По самооценке преподавателей, негативный вклад в ухудшение состояния здоровья преподавателей вносят: беспокойный сон, пренебрежение завтраком, неудовлетворенность заработной платой, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия на рабочем месте и др.
1. Организовать при крупных медицинских ВУЗах для преподавателей специальные поликлиники, медсанчасти, здравпункты, в задачи которых помимо оказания медицинской помощи должны входить организация и проведение ежегодной диспансеризации на основе разработанной в исследовании программы выявления факторов риска и заболеваний с проведением адекватных оздоровительных мероприятий.
2. При отсутствии возможности создания собственной поликлиники рекомендовать администрации ВУЗов заключать договора с лечебно-профилактическими учреждениями на проведение ежегодных профилактических осмотров с последующим динамическим диспансерным наблюдением.
3. В качестве предварительного этапа диспансеризации внедрить самооценку преподавателями собственного здоровья с учетом влияющих на него факторов с использованием разработанной в настоящем исследовании компьютерной программы.
4. В ВУЗах администрации, профсоюзным организациям рекомендовать разрабатывать и внедрять программы по формированию здорового образа жизни преподавателей и студентов — будущих врачей и преподавателей.
5. Рекомендовать к внедрению в амбулаторно-поликлинических учреждениях разработанную программу по оценке здоровья и факторов риска обслуживаемого населения.
6. Учебно-методическому объединению по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития РФ включить в программы по общественному здоровью и здравоохранению до- и последипломной подготовки врачей вопросы изучения здоровья и факторов, на него влияющих, методом анкетного опроса.
Источник