Технологии здоровой жизни
Здоровьесберегающие технологии доктора Базарного
Система Базарного в действии
В 70-х годах ХХ столетия в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в основе гармоничного развития ребёнка.
Главной целью учёных и медиков, которые составляли основу нучно-исследовательской группы, стал поиск решений, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей в процессе обучения. Ведь проблема деградацией психо-физического здоровья детей в ходе образовательного процесса звучит всемирным набатом уже почти 2 столетия. В ходе проведённых исследований были установлены главные факторы и механизмы, блокирующие свободное здоровее развитие детей, а так же подрывающие здоровье у взрослых, занятых сидячим зрительным трудом.
Назовём лишь некоторые из основных факторов, подрывающих здоровье детей / взрослых в учебном и производственном процессах:
Переориентация видовой телесной вертикали, на которую подключёна работа не только органов чувств, но и генофонда на чуждый природе ребёнка (человека) сидячий динамический стереотип.
Систематическое пребывание тела в обездвиженности и, как следствие, формирование косно-закрепощённого динамического стереотипа (детей «овощей» — на этапе детства).
Угнетение активности генофонда на фоне подавления симпатической и доминирования эмбриональной парасимпатической активности в режиме согбенного тела с опущенной книзу головой.
Дезорганизация пространственной синхронизации электрических потенциалов коры головного мозга.
Дезорганизация скоординированной целостности тела («собранности»), угасание произвольно – волевых целенаправленных способностей и, как следствие, нарастание статических нейро — мышечных напряжений (стрессов – по Ганс Селье, 1936).
Возрастающие в поколениях статические нейро-мышечные напряжения и, как следствие, выгорание полевого генома.
Пресечение в режиме «близорукого» узкоформатного зрения свободы работы базового психогенетического механизма – зрительного сканера; распад утилизированных в память чувств образов мира.
Хроническая сенсорная депривация (депрессия).
Опираясь на результаты исследований проведённых Владимиром Базарным, его учениками и последователями была разработана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно — воспитательных режимов и технологий. Наряду с организационными вопросами, программа включает сообразные природе ребёнка педагогические здоровьеразвивающие технологии и технические средства дидактики, защищённые 44 патентами и авторскими свидетельствами на изобретения и полезные модели, имеющих положительные заключения научных центров РАН и РАМН. Данная программа в 1989 году была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций и получила официальное название: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».
Разработанные образовательные технологии в конце 90-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были массово реализованы на практике.
Основой данной программы является перевод эргономики учебного процесса в образовательных учреждениях, а так же целого ряда профессий, сопровождающихся обездвиженностью на фоне зрительного и нервно-психического напряжения, на природосообразную основу, обеспечивающую возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности с учётом требования организма человека. Школьная мебель, известная как «конторка Базарного» и связанные с ней режимы обучения получили глубокое научное обоснования и стали революционным подходом в эргономике рабочего места учащегося, да и взрослых людей, профессиональная деятельность которых связана с сидячей работой.
Данные технологии не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Эти технологии просты, доступны, дёшевы и почти не требуют дополнительных финансовых затрат.
Функциональное предназначение технологий
Запатентованных В. Ф. Базарным изобретений и полезных моделей, предназначенных для содействия здоровому, гармоничному развитию детей в грудничковом, младенческом, дошкольном и школьном периодах:
Подвесные музыкальные и физкультурно – оздоровительные люльки для повышения эффективности адаптации младенца к гравитационному прессу земли и гармоничного развития ребёнка на грудничковом этапе.
Техническое устройство для раннего развития ориентировочно – поисковых реакций младенца и за счёт этого повышения эффективности развития мозга и его функций.
Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования у мальчиков мужественно – волевых качеств.
Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования у девочек материнских и женственных качеств.
«Тактильная азбука» для повышения эффективности развития чувств и грамоты ребёнка.
«Жестово — образная азбука» для обучения грамоте и одновременного развития пространственного зрения и функций мозга.
Азбука и наборы подвижных слов и слов для игрового обучению ребёнка грамоте в режиме кукольного театра.
Дифференцированно ориентированное на мальчиков и девочек функционально — развивающее обустройство пространства вокруг детского дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.
Сообразное сенсорным ритмам обустройство учебно – познавательной среды.
Приёмы и технические средства раннего овладения чтением — письмом — рисованием в режиме развития чувства пространства и перспективы.
Сообразные природе эндогенных ритмов ребёнка «экологически чистые» образные прописи.
Технические устройства, предупреждающие утомление учащихся в процессе чтения и письма.
Набор различных типов мебели, обеспечивающие неутомительное обучение и выполнение зрительно – умственных работ в режиме малых форм двигательной активности.
Широкоформатное экологическое панно для обучения детей в режиме дальнего зрения и зрительно-образного моделирования.
Конструкции для одновременного развития зрительно – моторной реакции и овладения навыками ускоренного чтения.
Наборы технических средств для обучения художественно — образному чтению детей в режиме свободного перемещения в свободном пространстве.
Сенсорная матрица для раннего запечатления детьми пространственно-метрических отношений.
Настольные и напольные сенсорные конструкции для овладения детьми пространственно – геометрическим и образно- математическим мышлением.
Комбинированный учебный и физкультурно-оздоровительный класс.
Технические устройства коррекции возникших в процессе учёбы отклонений в развитии зрения и позвоночника.
Тренажёрная система для развития в учебном процессе зрительно – моторной реакции и вестибулярной стойкости тела и психики.
Источник
Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Ольга Тюхина
Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Свыше 10 лет назад специалисты ЮНЕСКО и ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ исследовали проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивали её по пятибалльной системе, Россия получила лишь 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны.
По результатам Всероссийской диспансеризации детей, за последние десять лет доля здоровых детей снизилась с 45,5 до 33,89 процента с одновременным увеличением вдвое числа детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Как ни печально, от 20 до 40 процентов негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с ОБРАЗОВАНИЕМ.
Результаты исследования Института возрастной физиологии РАО говорят о том, что за период обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза – патология органов пищеварения, а число детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья, за период обучения увеличивается от 20 до 70 процентов.
По мнению Владимира Филиповича Базарного – знаменитого херурга, офтальмолога и доктора медицинских наук, сегодня вся концептуальная основа образования ориентирована против природы ребёнка.
Во — первых, в основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения
Во – вторых, — сенсорно обеднённая среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За годы проведённые в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.
В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.
Вывод учёного: «Современная школа должна быть объявлена вне закона. Учёные бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении — ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем ухудшается в два раза. Спровоцирована эпидемия – больные родители не могут иметь здоровых детей. Большинство юношей не годно к армейской службе. Чего же мы ещё ждём?»
Более 25 лет посвятив решению судьбоносной для России проблемы — сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений В. Ф. Базарнов стал основателем нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики: «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде»
Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ, дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом
Благодаря данной технологии достигается:
1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:
Режим динамической смены поз.
Упражнения на зрительную координацию.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
Упражнения на мышечно-телесную координацию.
В этом учебном году одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения является: «Совершенствование работы по обеспечению физического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного (частая смена динамических поз, схемы зрительных траекторий) «.
В процессе занятий физической культурой, частая смена динамических поз происходит сама собой. Выполняя различные физические упражнения и осваивая новые двигательные навыки, дети постоянно меняют позы т. к. полноценное занятие по физической культуре предполагает работу всех групп мышц, и выполнение практически всех видов основных движений.
В процессе построения воспитательно – образовательного процесса по физическому культуре, я активно использую технологии В. Ф. Базарного для оздоровления детского организма, а также профилактики офтальмологических заболеваний и нарушений опорно – двигательного аппарата. Кроме того работа в данном направлении, позволяет разнообразить традиционную структуру занятий по физической культуре и тем самым укрепить интерес детей к спорту и ЗОЖ.
В ходе занятия я часто использую офтальмологические тренажеры, которые позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться, снять психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствуют доброжелательности, улучшают чувство гармонии и ритма, развивают зрительно-ручную координацию. Методика использования проста, стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
Треножеры расположены на стене и несут определенный тематический характер спортивной направленности. Например «Глазки побежали змейкой» — на стене из самоклеящейся цветной бумаги изображена траектория «змейка» между кеглями, ребенку предлагается преодолеть игровое препятствие с помощью зрительного слежения. Или «Незаменимый мяч» — на стене изображение мяча от которого отходят цветные ленточки к иллюстрациям с изображениями разных видов спорта с использованием мяча, дети зрительно проводят линии и называют вид спорта, где используется мяч.
Для интеграции физической культуры с другими образовательными областями использую сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех верхних углах размещаю образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных, геометрические фигуры, цифры. Все вместе картины составляют единый сюжет. Это позволяет закрепить знания детей по другим образовательным областям, а также решить задачи физкультурного занятия. Например, в процессе передвижения по залу детям дается команда «шагом марш» и задается направление к зрительному ориентиру, указывается способ например, высоко поднимая колени, к другому зрительному ориентиру на носочках, к третьему — на внешней стороне стопы и т. д.А также с помощью зрительных ориентиров отрабатываем передвижения по залу в заданном направлении: через середину зала, по диагонали и т. д.
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на занятиях применяется специально разработанное «Экологическое панно». изготовлено оно следующим образом. На стене расположена рамка размером примерно1, 5 х 1,5м. которая формируется с помощью ярко раскрашенных бумажных аппликаций или натуральных предметов (листьев, веточек, шишек и т. д., которые прикрепляются к стене и постоянно обновляются в зависимости от темы. В середине крепятся иллюстрации с изображением времени года.Для решения задач по физической культуре использую его следующим образом: в вводной части занятия в предварительной беседе предлагаю детям, стоя на массажных ковриках внимательно рассмотреть изображение и самим догадаться, чем мы будем заниматься на занятиях, какие виды движений будем выполнять, в какие игры будем играть? Для этого использую схематические изображения различных видов движений, подвижных игр, иллюстрации видов спорта, которые размещаю непосредственно на самом «Экологическом панно» Как правило, в течение учебного года используются четыре варианта экологического панно (осенний, зимний, весенний, летний пейзажи). Помимо этого, в процессе дети сами моделируют то или иное явление природы с помощью мелких съёмных объектов. Такие наглядно-практические действия развивают пространственные представления, мелкую пальцевую моторику, дают положительный эмоциональный настрой, повышают интерес учащихся к занятию.
Большое внимание стараюсь уделять коррекции и профилактики плоскостопия Для этого использую индивидуальные массажные коврики. Массаж стоп имеет огромный оздоровляющий эффект на весь организм в целом. Стопа является опорой, фундаментом тела, а нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности.
. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия дети вначале только стоят на ковриках в носочках, затем постепенно переходят на постоянное хождение в носочках и на занятиях и вне занятий. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок, суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия.
Все виды, способы, приемы тренажей проводятся на массажных ковриках. Кроме того,дети выполняют специальные упражнения для стоп: подъемы на носочки с перекатом на пяточки, далее упор на боковые и внутренние своды стоп; перекатывание по диагонали, по часовой стрелке.
Для формирования навыка правильной осанки использую мешочки с морской солью. Детям предлагается с мешочком на голове выполнять различные виды ходьбы. А также упражнения для развития осанки — «Гора», «Держи осанку», «Деревце». Исходное положение — ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох, плавно поднимите руки вверх, держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом, вытягиваясь вверх, представьте, что вы сильное крепкое дерево. Оно тянется к солнцу. Опустите руки выдох.
Для оздоровления детского организма активно использую игровой самомассаж и дыхательную гимнастику. В спортивном зале имеется картотека комплексов самомассажа, где детям предлагается выполнить его в игровой форме под чтение стихов. Для массажа различных частей тела использую массажные мячи и суджок.Массаж спины: «Две веселенькие свинки».
Исходное положение — дети по парам выполняют поочередно упражнение, рассказывая стихотворение, массажируя спинку друг другу.
«Барабан». Дети встают в колонну друг за другом.
Релаксацию под звучание спокойной музыки, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Очень важно научить детей искусству расслабления. Полезно использовать с этой целью упражнения с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки.
Также собрана картотека дыхательной гимнастики, которая способствует формированию правильного равномерного дыхания глубокого вдоха и медленного выдоха.
Таким образом, в процессе использования технологий В. Ф Базарного мы видим, что сам процесс обучения не нарушается, а становится более увлекательным и доступным.
Использование вышеописанных технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности, тем самым удовлетворить естественные потребности ребенка. У детей повышается внимание, работоспособность, мотивация к обучению. Такая система способствует улучшению обучаемости, оказывает стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность, формируется устойчивость к факторам внешней среды, и создаются условия продуктивного роста и гармоничного развития ребенка.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе.
Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на своем мастер-классе «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном.
Методическая разработка «Использование кинезиологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Методическая разработка «Использование кинезиологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Летина Н. А. педагог-психолог.
План самообразования по использованию ИКТ в воспитательно — образовательном процессе ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47» План по самообразованию:.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательном — образовательном процессе ДОУ». Актуальность использования.
Проект «Интеграция информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» СЛАЙД 1 На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО применение информационно – коммуникационных технологий.
Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитательно-образовательном процессе «Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе» Моя тема по самообразованию за 2012-2013гг: «Взаимодействия ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии. Методика Базарного 2 слайд Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог — новатор, руководитель Московской.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС» Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных.
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ по ФГОС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО ФГОСАннотация. В статье рассмотрены основные здоровьесберегающие.
Источник