РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ И СЕМЬЕ
статья на тему
В статье говорится о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ, о взаимодействии семьи детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_po_organizatsii_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_dou_i_seme.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ И СЕМЬЕ
Аннотация на русском языке В статье говорится о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ, о взаимодействии семьи детского сада.
Ключевые слова на русском языке: здоровьесбережение, технологии
Здоровье и счастье наших детей во многом зависят от постановки физической культуры в детском саду и семье. » Н.М. Амосову.
Дошкольный возраст-это период повышенного интереса к укреплению и сохранению здоровья детей, поэтому основной задачей воспитателей, работающих с дошкольниками, является воспитание здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Чтобы беречь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению ДОУ . Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими помощниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ повысит результативность воспитательно – образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если:
— созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий ДОУ;
— обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку при опоре на мониторинг здоровья детей;
— сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последнии годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электро – лучевое, «металло – звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т.д.), неправильный образ семьи.
На состояние здоровья ребенка оказывают влияние различные факторы: состояние здравоохранения – 10%; наследственность – 15%; состояние окружающей среды – 25%; социальные условия, образ жизни – 50%. К проблемам детского здоровья относится:
— гиподинамия – нарушение функций опорно – двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения;
— детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе;
— тревожность — недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье;
В настоящее время имеются данные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (50%), либо страдают хроническими заболеваниями. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медициной не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно на здоровый образ жизни) не проявляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического процесса.
В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, вера в свои силы». Отсюда следует, что дошкольное образовательное дошкольное образовательное учреждение – первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоничную личность. Это возможно при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни. Основная задача детского сада не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, но и дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию своих воспитанников.
На протяжении последних лет работы в ДОУ стало заметно, что состояние здоровья детей ухудшается год от года, вот к примеру, 58.2% детей 6 -7 лет имеют функциональные отклонения; 28% дошкольников болеют в течение года более 4 раз; лишь 10% приходят в школу абсолютно здоровыми.
Исходя из этого возникли следующие противоречия:
— Что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья, координации усилий всех участников образовательного процесса не добиться успеха.
Особо хочется обратить внимание на воспитателей – родителей. Ведь родители являются главными воспитателями своих детей. От того как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома или не находить, и тогда закрепляться, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
В работах Н.Н. Авдеева, О.А. Князева рассматриваются проблемы безопасного существования, от которых в немалой степени зависит здоровье детей и предлагаемые Л.Д. Глазыриной, разработавшей психологопедагогическую систему «Очарование», ориентированную на решение проблем физического воспитания дошкольников с помощью нетрадиционных методов обучения.
Проблемой здоровья дошкольников была заинтересована Э. Степаненкова, она сказала: «Мы можем что – то не дорассказать ребенку из области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером. Это плохо, но исправно. Но если мы не усилим внимание к здоровью дошкольника, мы несем ущерб (если уже не нанесли) целому поколению…»
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают и исследование В.В. Колбановой, Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко подтверждающие, что здоровье человека более, чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г. Алямовской, М. Лазоревой и Г.А. Баранчуковой отмечается, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.
ДОУ реально становиться важным звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий в условиях психолог педагогического процесса, которые можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитания и обучения дошкольников без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
. Организация мониторинга здоровья дошкольников
- Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья
- Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста
- Закаливание
- Организация профилактических мероприятий в детском саду
- Организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.
II. Физкультурно-оздоровительные технологии:
- Развитие физических качеств, двигательной активности
- Становление физической культуры дошкольников
- Дыхательная гимнастика
- Массаж и самомассаж
- Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
- Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ НА КОНКУРСЕ – АУКЦИОНЕ « ЛУЧШАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ», РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТ.
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей р.
Воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания. Важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать помощн.
Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе.
Высокая заболеваемость, неблагоприятная экологическая обстановка, сложная социальная ситуация и другие не благоприятные факторы требуют выработки определенной комплексной системы по оздоровлению детей.
«Работа с родителями: любовь к Родине начинается с семьи».
Задача ДОО -показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Источник
Использование здоровьесберегающих технологий при организации взаимодействия с семьями воспитанников
анна шурупова
Использование здоровьесберегающих технологий при организации взаимодействия с семьями воспитанников
В последнее время в нашей стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей. И поэтому, одним из приоритетных направлений дошкольного образования является охрана жизни и здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – задача непростая. Здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности. Дошкольный возраст – благоприятное время для раскрытия и «запуска»способностей: в этот период формирование личности происходит наиболее быстро. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная неосведомлённость родителей относительно способов организации физического воспитания в семье и передачи культурно-игровых традиций, связанных с повышением физической компетентности дошкольников. Дети дома в основном заняты просмотром передач по телевизору, компьютерными играми. При этом развивается гиподинамия, которая ведёт за собой серьёзные последствия: недостаточное снабжение крови кислородом, атрофии мышц, проблемы развития опорно-двигательного аппарата, деформации позвоночника, нарушения осанки, сердечно — сосудистой системы, расстройства пищеварения, ослабление иммунитета, быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.
Часто в выходные дни нарушается режим сна и отдыха детей. В семьях редко, когда есть какое-либо спортивное оборудование. Большая загруженность родителей ведёт к сокращению прогулок детей на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребёнка в семье пусть неосознанно, но подавляется. А начав водить ребёнка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание, родители часто перекладывают на плечи педагога.
Но, как известно, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать ожидаемых результатов, если не реализуется вместе с семьёй, поэтому одна из главных и важных задач деятельности ДОУ – работа с родителями воспитанников. Часто бывает, что педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители, в свою очередь, видят причины неуспеха детей в педагогах. Чтобы этого не происходило, надо самое главное — найти эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, предусматривающие повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщения их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Одним из важных способов реализации сотрудничества дошкольного учреждения с родителями для нас является организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками.
В ходе своей работы, мы всегда добиваемся того, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были хорошо понятны родителям наших воспитанников. Мы их знакомим с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, стараемся использовать лучший опыт семейного воспитания. Всегда стараемся, чтобы прослеживалась систематичность и последовательность работы в течение всего учебного года и всего периода пребывания ребенка в детском саду. Осуществляем педагогический индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. В соответствии с этими положениями,разработали систему работы в этом направлении:
— Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
— Участие в составлении индивидуальных программ (планов) по оздоровлению детей;
— Участие в санитарно –просветительной работе: правильный режим дня, рациональное сбалансированное питание, закаливание.
— Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разные виды закаливания);
— Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, отдельными нетрадиционными методами оздоровления детей.
— Различные консультации и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
— Семинары-практикумы (игры и тренинги, «Дни открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающие и лечебные процедуры).
Используем и такие формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, которые являются очень эффективными.Это: родительские собрания, совместные физкультурные досуги, «Дни открытых дверей», различные домашние задания, совместный просмотр видеофильмов, передача опыта семейного воспитания, комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье, выпуск газеты.
Родительские собрания являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. Тему мы подбираем в соответствии с интересами родителей. На обсуждение выносим 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим предлагаем выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание посвящаем обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка.
Проводим физкультурные досуги, совместно с родителями, в которых принимают участие воспитатель по физической культуре. В ходе таких мероприятий становятся явными часто скрываемые проблемы родителей в отношениях с ребёнком: непонимание его, неумение с ним договориться, неадекватное поведение мамы (одёргивание, повышение голоса). И поэтому приходится приглашать педагога-психолога, который оказывает психологическую поддержку, как детям, так и взрослым, помогает решить конфликтные ситуации между ними, советует как найти из неё выход. Таким образом, тесное сотрудничество этих педагогов позволяет повысить эффективность занятий.
Проводимые нами «Дни здоровья» содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают их утомление. Одной из наиболее активных форм совместного отдыха являются туристические походы. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Организовываем «Дни открытых дверей», где родителям дается возможность познакомиться с дошкольным учреждением, принять участие в утренней гимнастике, физкультурном занятии, понаблюдать за организацией питания, сна, закаливающих процедур.
Иногда родителям даём задания на дом, позволяющие усилить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в физическом развитии ребенка.
Знакомим родителей с некоторой педагогической литературой в этом направлении. Поэтому в нашей группе мы имеем небольшую библиотеку по разным вопросам сдоровьесберегающих направлений детей дошкольного возраста. В пополнении библиотечного фонда привлекаем и родителей, которые передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы по физическому развитию детей. При этом используем разные формы работы: это различные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседания дискуссионного клуба, выставки новой литературы с краткой аннотацией, информация на групповом стенде, выпуск газет. На страницах газет обычно поднимаем вопросы, связанные с организацией оздоровительного семейного досуга, предлагаем задания к предстоящим спортивным мероприятиям, обсуждаем итоги прошедших мероприятий, объявляем творческие конкурсы.
Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного, так как на протяжении всех этих мероприятий они сосредоточены на своём ребёнке. Также всё это способствует сближению всех родителей и детей. Становясь участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.
Работая в этом направлении, очень важно воспитать у самих детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Необходимо сформировать осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, гигиенических процедур, умение самостоятельно регулировать двигательную активность.
Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.
Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей — одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.
План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.
План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе «Лучик».Январь( 2-я.
План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.
Источник