- Научная статья на тему: «Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе». Автор: Руководитель физической культуры Прокопов В.В. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе СПО. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Научная статья на тему: «Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе». Автор: Руководитель физической культуры Прокопов В.В.
статья на тему
Научная статья на тему: «Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе». В статье рассматриваются проблемы здоровья современной учащейся молодежи, в первую очередь подросткового возраста. Влияние вредных привычек на здоровье студентов, а также вредных привычек их родителей. В статье представлен так же анализ современных данных по тенденции ужудшения состояния здоровья молодежи на современном этапе.
Статья размещена в сборникуе статей ВАК «Вестник университета Российской академии образования. Москва 2012 год. Автор: Руководитель физической культуры ГБПОУ Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Прокопов Вячеслав Владимирович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Прокопова Вячеслава Владимировича | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
культуры ГБПОУ Московского
гостиничного бизнеса и
Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе
Неоспоримым качеством, которое лежит в основе успешного формирования социально активной личности, является состояние ее здоровья. Однако следует признать, что для современного периода развития общества, наоборот, характерно резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека. Так, например, Д.С. Сомов отмечает, что анализ состояния здоровья учащейся молодежи убеждает в том, что существовавшая система его формирования значительно подорвана, а новая только создается; отсутствуют реальные социальные и экономические возможности, способные повлиять на причины сдвигов здоровья отдельного человека и нации в целом. Не исключено, что в этом кроется одна из причин пренебрежительного отношения большей части учащейся молодежи к своему здоровью, и к здоровому образу жизни [3, 4].
В настоящее время нередко юноши и девушки продолжают свое образование приближаясь к производственной сфере, то есть поступая после 9-класса общеобразовательной школы в ПТУ, техникумы, колледж, технические лицеи или начиная собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах. Для данной категории подростков соответствуют возрастные рамки, как правило включающие в себя подростковый и юношеский возраст. По сути эти дети продолжают оставаться школьниками, учебная деятельность как для подростков, так и для юношей продолжает сохранять свою актуальность [4,267].
Тем не менее ухудшение здоровья молодого населения России на сегодняшний день стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни [2,9] .
Для принятия адекватных организационных решений и выбора приоритетов в профилактической и лечебно – оздоровительной работе необходима комплексная оценка состояния здоровья данной категории детей и подростков. Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков как младшего ( 10 – 14 лет ), так и старшего ( 15 – 18 лет ) возраста не превышает 2 – 9 %: оно уменьшалось с каждым годом, и за последнее десятилетие эта тенденция приобрела достаточно устойчивый характер. Во многом это обусловлено интенсивным ростом функциональных нарушений и хронических болезней в подростковом возрасте. Также большую роль в происхождении функциональных расстройств играют нервно – эмоциональные факторы. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют 24 – 36 %, а с хроническими заболеваниями – 55,4 – 73,4 %. Полученные данные значительно варьируют, что связано с проведением выборочных исследований в различных группах подростков ( обучающихся при различных формах общего и профессионального образования ). Несмотря на имеющиеся различия, число здоровых подростков крайне уменьшилось, и за последнее десятилетие это снижение стало устойчивым. Количество здоровых подростков и подростков, имеющих функциональные нарушения, снизилось на 6 – 16 %, соответственно возросло число лиц с хроническими болезнями различной степени тяжести [2,24].
Исследования предыдущих десятилетий тоже показывают неутешительную картину. Сопоставление результатов медицинских обследований 7-летних детей ( 1987 г. ) и 17-летних подростков – выпускников школ и средних специальных учебных заведений ( 1997 г. ) позволяет получить представление о динамике состояния здоровья в процессе профессионального и школьного обучения. К старшему подростковому возрасту на 14,3 % увеличивается число лиц с хроническими заболеваниями. Увеличение частоты хронических болезней ( 59,1 % ) опережает рост функциональных расстройств ( 30,9 % ). Это свидетельствует о том, что у детей и подростков на возрастном отрезке 7 – 17 лет происходит формирование преимущественно выраженных форм патологии. Кроме того, высокая распространенность функциональных нарушений в старшем подростковом возрасте является предпосылкой для развития расстройств здоровья в более старшие возрастные периоды [2,24].
Л. В. Баль и С.В. Барканова говорят о том, что по данным медицинских осмотров школьников и учащихся средних специальных учебных заведений, среди детей, вступающих в подростковый период, и подростков старшего возраста за последнее десятилетие произошел заметный рост частоты нарушений соматического здоровья. В старшей возрастной группе распространенность как функциональных нарушений, так и хронических болезней возросла в одинаковой степени ( на 19 % ). Среди подростков младшего возраста тенденция к увеличению этих расстройств оказалась более выраженной: количество функциональных нарушений выросло на 61,6 %, хронической патологии – на 53,5 %, и в настоящее время она в 1,5 раза выше, чем среди 17-ти летних подростков. Распространенность хронических болезней также имеет тенденцию к опережающему росту. Это свидетельствует о крайне неблагоприятном прогнозе состояния соматического здоровья подростков через 5 – 6 лет [2,25].
Существуют также и другие серьезные проблемы, влияющие на здоровье подростков. Данные официальной статистики и результаты специальных научных исследований свидетельствуют о том, что в последние годы для подростков стала характерна не только широкая распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к ним . Так, более 60 % юношей и 40 % девушек – учащихся ПТУ и колледжей курят постоянно. За период с 1987 по 1997 годы частота употребления спиртных напитков подростками старшего возраста увеличилась почти на 50 %, причем среди девушек эта тенденция несколько более выражена. В настоящее время возраст приобщения подростков к алкоголю снизился и составляет 11 – 12 лет. Уже в 13 – 14 лет выявляется значительное число подростков, регулярно и часто употребляющих спиртные напитки. С возрастом тенденции к увеличению распространенности употребления алкоголя среди подростков нарастают. В конце 90-х годов ХХ века часто употребляют алкоголь 10 % юношей и 2,2 % девушек 13 – 15 лет, а также более 15 % юношей и почти 10 % девушек 16 – 17 летнего возраста. Эти данные свидетельствуют о том, что для значительной части подростков велика вероятность привыкания к алкоголю. В последние годы в России количество таких подростков значительно увеличилось [2,25].
Мы провели анализ состояния здоровья обучающихся, используя метод анализа документов и метод опроса в одном из корпусов ( 1 корпус ) ГОУ СПО Колледжа Автоматизации и Радиоэлектроники № 27 ( г. Москва ), ознакомившись с данными учащихся с первого по третий курс ( где на сегодняшний день фактически обучается 379 подростков – 18 учебных групп ). Полученные нами данные мы соотнесли с тремя группами здоровья, на которые подразделяются учащиеся, соответственно своим медицинским показаниям при занятии физической культурой.
После проведенного нами исследования мы получили следующие результаты:
- практически здоровыми оказались 71,25 % учащихся, это подростки, которые занимаются физической культурой в основной медицинской группе ( без ограничения нагрузки );
- тем не менее, на сегодняшний день мы имеем 28,75 % учащихся, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья;
- 22,42 % из которых имеют легкую или среднюю степень нарушения здоровья и относятся к подготовительной медицинской группе ( имеют некоторые ограничения физической нагрузки );
- 6,33 % учащихся относятся к специальной медицинской группе и имеют значительные отклонения в состоянии здоровья ( имеют значительные ограничения по физической нагрузке );
- из них 1, 58 % учащихся имеют заключение Врачебно – трудовой экспертной комиссии ( ВТЭК ), согласно которым они являются инвалидами, или лицами с ограниченными возможностями.
При этом на всех трех курсах данного учебного заведения наблюдается практически стабильная картина процентного соотношения практически здоровых подростков, и подростков, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. Таким образом:
- на первом курсе это 27, 20 % учащихся, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья;
- на втором курсе это 30,82 % учащихся;
- на третьем курсе 27,83 %.
К сожалению существенного улучшения здоровья и физического развития учащихся подростков за последние годы не отмечается. Поэтому особенно актуальной проблемой в настоящее время является проблема физического воспитания. Детям, которые перенесли какие – либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию их организма и формирование установки на здоровый образ жизни [1,6].
Данные проведенного нами опроса показали, что 90% всех учащихся, даже те, которые имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья подвержены курению. А 84 % учащихся периодически употребляют алкогольные напитки. Это говорит о небрежном отношении подрастающего поколения к своему здоровью.
Проанализировав медицинские заключения о состоянии здоровья учащихся, и проведя опрос, мы пришли к следующим выводам:
1. проблема готовности учащихся к здоровому образу жизни актуальна и требует глубокого изучения;
2. необходимо не только констатировать тот факт, что отношение к собственному здоровью не является позитивным в среде учащихся средних профессиональных учебных заведений, но и выявить пути и механизмы изменения данной ситуации;
3. также мы считаем необходимым искать новые пути оздоровления учащихся, расширяя арсенал применяемых оздоровительных технологий ( программ и методик ).
4. также нужно развивать в учащихся способность к осмысленному и эффективному самостоятельному совершенствованию полезных функций собственного организма.
- Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие / Е. А. Бабенкова. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2013. – 206 с.: ил. – ( Библиотека учителя физкультуры ).
- Баль Л. В. Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5 – 9 класс: Учебно – методическое пособие – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 192 с. – ( Здоровьесберегающая педагогика ).
- Сомов Д. С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза. – М. Изд-во УРАО, 2012. – 265 с.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология ( Психология развития и возрастная психология ). – М.: Гардарики, 2011. – 349 с.
Источник
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе СПО.
статья на тему
Цель внедрения и использования здоровьесберегающих технологий — обеспечить обучающемуся образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровьесберегающие технологии в СПО | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе СПО.
Филиппова Галина Владимировна,
преподаватель ГБПОУ МО «Воскресенский колледж».
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное.
Проблема здоровья студентов сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что значение педагога в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения сегодня больше, чем значение врача .
По данным статистики заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ – инфекции детей в возрасте до 14 лет. При этом некоторые подростки состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикоманией. Растёт алкоголизм в возрасте до 14 лет. Низок уровень физической подготовки. А ведь это будущее поколение России!
Рост заболеваемости среди молодого поколения страны, в том числе среди учащихся СПО, требует неуклонного совершенствования здоровьесберегающего воспитания и образования. Существует несколько определений, что такое здоровьесберегающие образовательные технологии:
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (Н.К. Смирнов).
Здоровьесберегающая образовательная технология — система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья. Тогда диплом о профессиональном образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Постановка задачи здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах. Здоровьесберегающие технологии должны соответствовать фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Не навреди!» и обеспечивать условия обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье студентов. Эта задача аналогична концепции охраны труда студента. В традиционном понимании здоровьесберегающие технологии — это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье студента.
Реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Организация здоровьесберегающего, здоровьеразвивающего образовательно-воспитательного процесса сегодня становится важнейшей задачей педагогических коллективов образовательных учреждений.
Формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих во многом зависит от создания в учебном заведении организационно-педагогических условий, способствующих решению этой важной проблемы.
Формирование здоровья подрастающего поколения зависит от усилий преподавателей всех специальностей, при этом здравотворческая деятельность будет тем эффективнее, чем выше уровень культуры здоровья всех субъектов образовательного процесса. Однако сегодня главной проблемой остается отсутствие приоритета здорового образа жизни в обществе, недостаточное понимание молодежью места здоровья в образовательном пространстве, оторванность от окружающей среды, от традиционно-педагогической культуры народа.
Создание образовательно-воспитательного пространства, доброжелательной системы отношений в учебном заведении и микросоциуме, благоприятная психологическая, духовная атмосфера, будет способствовать повышению эффективности здорового образа жизни учащейся молодежи.
В последние годы наблюдается повышенное внимание к сохранению здоровья учащихся, так как здоровьесбережение вошло в число инновационных педагогических задач. Поскольку здоровье сугубо индивидуально, довольно сложно создать в образовательных учреждениях некие универсальные условия, которые гарантировали бы сохранение и развитие здоровья субъекта педагогического процесса, но можно активизировать субъективную позицию личности человека.
Критериями состояния здоровья и физического развития ребенка выступают: показатели соматического развития; общая активность (физическая, познавательная, общественная деятельность); овладение школьниками основами личной санитарии и гигиены; физическая культура в целом как база двигательной активности.
Важнейшая часть любой здоровьесберегающей технологии — это физическое воспитание учащихся. Уроки физической культуры занимают лишь незначительную долю недельного режима учащихся. В связи с этим данные уроки надо использовать не только в целях повышения двигательной активности и физической подготовленности, но и с тренировочной и оздоровительной направленностью. В большей степени они должны отвечать образовательным задачам, иметь инструктивную направленность, должны способствовать вооружению студентов способами саморазвития. Но не только уроки физкультуры могут принести пользу здоровью учащихся.В рамках различных мероприятий в колледже учащимся можно предлагать написание изложений по научно-практическим статьям о формировании здорового образа жизни. Эти виды работ хотя и не свойственны определенным учебным предметам, но активизируют детей, вносят новизну, побуждают к исследованию, формируют мировоззрение, воспитывают правильное отношение к своему здоровью.
Условие и составная часть практической реализации ЗОТ: формирование культуры здоровья учащихся — одна из важных задач всех образовательных учреждений, которая может быть успешно решена лишь при наличии необходимого уровня культуры в этой сфере у самого учителя. Поэтому уделяется внимание подготовке, повышению квалификации, непрерывному обучению по этим вопросам педагогов, психологов.
Большую роль в вопросах здоровьесбережения играют кураторы групп, которые должны не только уметь с позиций здоровьесбережения планировать и проводить оздоровительные мероприятия , но и осуществлять мониторинг нравственного здоровья учащихся, просвещать и привлекать родителей к формированию и поддержке здорового образа жизни в семье.
Задача профилактики и сохранения здоровья учащихся в профессиональных учебных заведениях считается вторичной по отношению к базовому учебно-воспитательному процессу. Это резко снижает эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов.
Необходимо, чтобы компетентностный подход к созданию здоровьесберегающей среды соответствовал объективным потребностям всех участников образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии на каждом уровне педагогического взаимодействия свои. В системе «учитель — ученик» здоровье детям сберегают уроки, организованные грамотно. В системах «учитель — председатель методического объединения» и «учитель — заместитель директора» здоровье субъектов сберегут правильно организованные внутренний контроль и система методической работы.
Источник