Здоровьесберегающие технологии. Цветотерапия.
консультация по теме
Человека всю жизнь окружают цвета. Часто они влияют на наше настроение,самочувствие. Дети очень чувствительны к цветам. В условиях детского сада воспитатели могут внедрять разнообразные оздоровительные и профилактические технологии инновационного и здоровьесберегающего характера. Важно при этом учитывать индивидуальные особенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.docx | 44.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии. Цветотерапия.
Оздоровительные технологии терапевтического направления.
Сегодня проблемы сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность, поскольку все заметнее становится тенденция к ухудшению его состояния.
Объем познавательной информации, получаемой малышом в дошкольном детстве, постоянно растет. Соответственно растет и умственная нагрузка. А это нередко приводит к переутомлению, что негативно сказывается на состоянии здоровья детей. Одна из главных задач дошкольного учреждения — такая организация образовательного процесса, при которой не только сохраняется высокий уровень умственной работоспособности воспитанников, но и укрепляться их здоровье.
Базовая программа уделяет особое внимание внедрению в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, позволяющих проводить оздоровление в интересных разнообразных формах, обеспечивающих физическое, социально-эмоциональное, духовное, интеллектуальное благополучие малышей.
В условиях детского сада воспитатели могут внедрять разнообразные оздоровительные и профилактические технологии инновационного и здоровьесберегающего характера. Важно при этом учитывать индивидуальные особенности детей.
Практика показала эффективность оздоровительных технологий терапевтическкого направления, а именно: арт-терапии, песочной терапии, игровой и сказка-терапии, смехотерапии, музыкальной терапия, цветотерапии и т. д.
Терапия означает «лечение». Но в условиях детского сада внедрения таких технологий предусматривает профилактику различных заболеваний, улучшения психоэмоционального состояния дошкольников.
Цветотерапия. Человека всю жизнь окружают цвета. Часто они влияют на наше настроение,самочувствие. Дети очень чувствительны к цветам. Еще в утробе матери младенец положительно воспринимает красно-розовое окружение, в котором пребывает. А созерцание цветов радуги способствует впитыванию энергии Солнца, гармонизации чувств и мыслей.
Предложите детям выбрать цветовую карту, которая им нравится больше всего, а потом определите, соответствуют их чувства выбранному цвету.
Ориентировочные эмоциональные значения цветов:
синий — обида, сосредоточенность;
оранжевый — подъем, радостное удивление;
Дети от 1 года независимо от национальности и места жительства предпочитают одинаковые цвета — красный, желтый, оранжевый. Менее популярны у них синий, зеленый, фиолетовый. Отношение к цвету проявляется в рисунках малышей. Исследования показали, что дети чаще выбирают цвета с характеристикой «яркий «, «светлый», «чистый». До мрачных, холодных, темных оттенков дошкольники прибегают тогда, когда взрослые предлагают им нарисовать нечто неприятное. «Черное — грязное — некрасивое», — говорят они. Поэтому, как видим, при выборе цветов, дети больше опираются не на предметные ассоциации, а на чувства. Яркие цвета радуют, привлекают дошкольников. Они не раздражают, а наоборот, успокаивают их, дают возможность чувствовать себя комфортно. Издавна известно, что цвет может даже лечить. На этом явлении основывается такое оздоровительное направление, как цветотерапия .
Рассмотрим, как разные цвета влияют на организм.
Зеленый цвет : помогает при переутомлении и головной боли, успокаивает нервную систему.
Красный цвет : будто излучает тепло, активизирует силы организма и даже лечит простуду. Этот цвет стимулирует сердечную деятельность, активизирует обмен веществ. Но с ним надо быть осторожным: длительное его действие может привести к переутомлению и раздражению.
Желтый цвет, цвет радости и оптимизма. Способствует укреплению нервной системы и зрения. Если долго смотреть на желтый цвет, то скорее отойдут плохие мысли, улучшится настроение.
Оранжевый цвет : полезен при нарушениях желудочно-кишечного тракта, стимулирует работу щитовидной железы, повышает аппетит.
Голубой цвет : снимает стресс и нервное напряжение, успокаивающе действует на организм, снижает артериальное давление.
Синий цвет : эффективен в борьбе со стрессом. Говорят: если долго смотреть на синее, проходит боль. Этот цвет также успокаивающе действует на глаза.
Фиолетовый и сиреневый : по характеру воздействия подобные синего и голубого. Это цвета благородства. Недостаток этого цвета может вызвать депрессию, поэтому если иногда ребенок отдает предпочтение фиолетовому и сиреневому, это может быть сигналом о душевном дискомфорте.
То, какие цвета мы выбираем, а каких избегаем, с которыми ассоциируем определенные чувства, эмоции, характеризуют нас самих. Цвет имеет волновую энергетическую природу, а значит, мы его ощущаем зачастую даже неосознанно. Нередко слепые люди, чувство которых более заостренные, способны различать цвета на ощупь. На наш мозг ежедневно влияют энергии различных цветов. От цвета стен комнаты, например, может зависеть настроение, аппетит, сосредоточенность, воодушевление, желание или нежелание находиться в этом помещении. То же можно сказать и про цветовую гамму нашей одежды и одежды людей, которые нас окружают.
В «Учении о цвете» И. Гете писал: «Цвет — это продукты света, что вызывает эмоции». Когда мы говорим «почернел от горя», «покраснел от гнева», «позеленел от злости», «посерел от страха», то не воспринимаем эти слова буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способностью выразить их цветом.
Нервная система здорового ребенка требует положительного энергетического воздействия, ярких цветов и светлых их оттенков вокруг себя.
Ученые также установили взаимосвязь между цветом и группой крови. Людям с I группой наиболее подходят красные и оранжевые оттенки. Для нормализации жизненных процессов тех, у кого II группа крови, рекомендуются голубой и зеленый тона, которые особо хорошо влияют на тело и умственные способности. Люди с III группой имеют более широкий выбор: красный, оранжевый цвета стимулируют процессы их жизнедеятельности, повышают умственную активность; голубой и зеленый — успокаивают нервную систему, а фиолетовый способствует поднятию настроения. Людям с IV группой крови (что похожие по своим энергетическим характеристикам со II группой) нужно как можно чаще созерцать голубое и зеленое.
В практической работе с дошкольниками условно можно выделить три уровня использования цветотерапии:
1) организационные возможности цвета (система освещения и цветовое оформление интерьеров помещений детского сада);
2) педагогические возможности цвета (обучение, развитие, воспитание);
3) реабилитационные возможности цвета (оздоровление, лечение, психологический колорит).
Исходя из сказанного, рекомендуем проводить с дошкольниками такую работу по цветотерапии:
1. Упражнения на релаксацию («Зеленый лес», «Звездное дыхание» и т. д.)
2. Графические упражнения » Цветные минутки с целью успокоения детей. В течение 4-5 минут дети делают цветными карандашами, фломастерами произвольные рисунки. Это могут быть просто линии, круги, снежинки, цветы и т. д. Такие упражнения успокаивают ребенка, дают ей возможность отдохнуть, получить положительные эмоции.
Мини-занятия по цветотерапии рекомендуется проводить уже с раннего возраста.
Источник
Цветотерапия как инновационная здоровьесберегающая технология
марина ильина
Цветотерапия как инновационная здоровьесберегающая технология
С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных задач для развития детей является поиск новых технологий, способствующих в улучшении процесса воспитания и обучения.
Одним из методов, позволяющих улучшить обучение и воспитание ребенка является цветотерапия.
Цветотерапия родилась в глубокой древности. Еще тогда древние ученые заметили, что воздействие цвета, не только способствует хорошему душевному равновесию, а также развитию познавательной активности дошкольника.
В прошлом году я представляла опыт работы по сенсорному развитию «Изучение света, как способа развития зрительного восприятия», а в этом году решила продолжить эту тему.
Именно в древности была придумана «позабытая» методика лечения с помощью цвета и света. Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив, таким образом, основы современной цветотерапии.Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость». В.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».
Все это побудило меня к использованию в своей работе метода цветотерапии.
Ваш любимый цвет отражает вашу индивидуальность, он может рассказать о вашем самочувствии, страхах, настроении и даже о благосостоянии.
Цветовая визуализация.
Заключаются в рассматривании воображаемой картинки или предмета определенного цвета. Мы берем лист бумаги, окрашенный в зеленый цвет. Размер окрашенной площади должно быть не менее 20х40 см. дети садятся на расстоянии 1,5 м от листа бумаги и смотрят на него до 10 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал мозгу, откуда он поступит в центральную нервную систему, а от нее – органу, на который данный цвет оказывает наиболее сильное воздействие.
Цветовая медитация
Дети садятся, закрывают глаза и стараются представить, что помещение, в котором они находятся, окрасилось в зеленый цвет. Когда детям трудно сразу «выловить» нужный цвет, мы находим его среди окружающих нас предметов, сосредотачиваемся на нем и закрываем глаза. Время медитации составляет до 10 минут.
Цветная вода
Для осуществления данного метода цветотерапии используются цветовые подставки (салфетка из хлобчатобумажной ткани). На подставку зеленого цвета помещаем стакан с водой из тонкого, чистого, прозрачного стекла с утолщенным дном. Вода прекрасно воспринимает и сохраняет информацию, поэтому достаточно оставить стакан с водой на зеленой подставке, вода воспримет и передаст необходимую энергию. «Цветную» воду дети пьют не спеша, маленькими глотками.
Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 года уже отличает красный и зеленые тона. Полностью вся цветовая гамма осваивается детьми к шести годам. Интересно, что любовь к цветам у большинства ребят сменяется точно по хроматическому кругу в раннем детстве (4—5 лет) почти все они любят красный цвет, примерно в 7—8 лет любимым становится желтый, несколько позже — зеленый, и примерно к 10 годам предпочтение часто отдается синему. Нормальный уравновешенный человек к тридцати годам обычно не определяет один из цветов как предпочитаемый, а воспринимает все основные цвета одинаково. Случаи же любви или неприязни к какому-либо цвету скорее всего свидетельствуют либо о неуравновешенности, либо о еще каких-нибудь неполадках в нервной системе человека. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.
Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.
При совместной работе воспитателя и педагога- психолога,мы достигли следующих результатов:
• снизилось количество детей с симптомами тревожности и признаками гиперактивности;
• дети приобрели хорошие навыки коммуникации;
• уменьшился показатель конфликтности;
• дети стали больше интересоваться окружающим миром.
Так в своей группе мы стараемся создать максимально комфортную обстановку. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещение проходит еще и с помощью цвета.
В спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-розовый цвет, в групповой комнате – бежевые, золотистые цвета на фоне светло-зеленых стен и нежные цвета штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, в коридоре, где требуется активность детей – яркие стены с цветными картинками, с занимательными и развивающими заданиями.
Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.
Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего некоторые дидактические пособия вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи.
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» — цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну.Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» — пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит, предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся — под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.
«ЗАЖГИ РАДУГУ» — на полу расстилается белое полотно. Детям предлагается «зажечь радугу», т. е. выложить крышками дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.
Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.
С начала этого года мы стали рисовать свое настроение. Раз в неделю в конце дня распускаются «цветы настроения». Во второй половине дня проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение, поступки, а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы его лепесток был самым красивым.
У меня уже был опыт работы по цветотерапии. Мы разработали и провели в детском саду проект «В гостях у радуги». Где каждый день недели был связан с определенным цветом. Педагоги и дети были одеты в определенный цвет, подбирались игры, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность в соответствии с цветом дня.
Таким же ярким и красочным я хочу сделать участок нашей группы. Для этого буду привлекать родители, что бы они оказали помощь в оформлении участка.
Почему я уделяю такое большое внимание цветам радуги? Потому что здоровый организм имеет в балансе 7 цветов спектра. Правильно воздействуя этими цветами на организм ребенка, мы можем корректировать его эмоциональное состояние.
Какой процент, какого цвета точно должен быть использован пока никто сказать не может. Цветотерапия в детском саду, ещё находятся в стадии развития. Так что стоит ожидать, что в будущем коррекция жизни и поведения при помощи цвета поможет вырастить социально адаптированное и устойчивое в эмоциональном плане поколение.
Предлагаю вам в помощь цветовые подсказки, которые смогут помочь вам в вашей работе с детьми. (Педагогам предлагается распечатанный материал «О чем говорит любимый цвет ребенка»
Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб. : Б. &К., 2000. — 212 с.
Марченко Т. К. Особенности мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста в процессе цветотерапии // Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского. М. — 2001.
Источник