Здоровий дух здоровое тело

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ

«В здоровом теле здоровый дух» — известный спортивный девиз, искаженный перевод древнеримского афоризма.

Автором данного афоризма (Mens sana in corpore sano) является древнеримский поэт Децим Юний Ювенал, профессиональный ритор-декламатор и яркий приверженец стоической морали. При этом смысл, который Ювенал вкладывал в это выражение, на самом деле разительно отличается от того толкования, которое афоризм получил по прошествии веков. В X книге своих «Сатир» среди общих рассуждений о нравственности он говорит: Orandum est ut sit mens sana in corpore sano — Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом (перевод Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского). Стих Ювенала был направлен против одностороннего увлечения телесными упражнениями. Дальше поэт писал: «Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей жизни. «. Переводчики же несколько «переиначили» эту фразу, ведь, вдумываясь в смысл общеизвестной трактовки, можно сделать вывод, что физически здоровый человек по определению обладает прекрасной душой (то есть, переиначив другое известное выражение, «сила есть — остальное приложится»), тогда как Ювенал имел в виду прямо противоположное: хорошо бы, чтобы физические упражнения шли параллельно с нравственным развитием…

Читайте также:  Правильно сестренка спорт это здоровье одобрил

Российская история переводов Ювенала началась в эпоху Петра Великого. Во время своего путешествия по Европе, русский царь увидел в руках у одного немца сборник римского поэта и заинтересовался его содержанием. Ему зачитали отрывок из десятой сатиры с этим знаменитым афоризмом (возможно именно тогда прозвучал первый русский вариант «неправильного» перевода). Эти стихи настолько понравились великому государю, что он выписал себе Ювенала в голландском переводе. С присущим ему рвением Петр стал изучать сатиры, и вскоре о древнеримском поэте заговорили многие.

Ювенал был чрезвычайно популярен среди российских стихотворцев, которые, к их чести, следили за верным истолкованием слов поэта. Ему во многом подрожал Антиох Кантемир, некоторые стихи которого звучат как очень близкий и почти дословный перевод великого сатирика. Среди достоинств Евгения Онегина Пушкин выделяет умение «потолковать о Ювенале». Сам же Александр Сергеевич еще с лицейских лет занимался творчеством римлянина, а в конце своей жизни собрался всерьез заняться переводом его стихов, начал он с его десятой сатиры, так заинтересовавшей в свое время Петра I (к сожалению, из пушкинского перевода уцелело всего несколько стихов). К середине XIX века имя Ювенала становится нарицательным для обозначения образцового сатирика вообще.

В 1856 году Н. Г. Чернышевский в рецензии на русский перевод од Горация писал о необходимости перевода на русский язык сатир Ювенала: «Ювенал, без всякого сомнения, будет у нас чрезвычайно популярен, лишь бы только был хорошо переведен».

Переводом сатир занимались многие отечественные поэты, в числе удачных переводов можно выделить работы А.А. Фета (1885 г.), Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского (1937 г.).

Интересно, что в связи со сменой эпох афоризм Ювенала начали толковать по-другому. В первые годы Советской власти, когда наркомат здравоохранения возглавлял Н.А.Семашко, это выражение считалось реакционным и опровергалось примером Николая Островского, у которого при больном теле дух был здоровым. В 1988 году писатель Леонид Леонов в заметке «Искаженная истина» (Литературная газета, 16.03.88) призвал пристальнее вглядеться в привычные аксиомы и отвергнуть в качестве констатации: «В здоровом теле здоровый дух», иначе духовное здоровье будет принадлежностью лишь спортсменов.

Читайте также:  Травяной сбор женское здоровье фаберлик

Сатиры Ювенала не имели ни воспитательной, ни философской цели — это резкое обличение, вызванное негодованием и раздражением. Поэт показал читателю Рим как место вырождения и беспросветной порочности. Позднее переводчики превратили сатирика в борца за здоровый образ жизни.

Источник

В здоровом теле — здоровый дух? Взаимосвязь ума и тела.

Выражение «в здоровом теле — здоровый дух» — далеко не новое понятие. Оно подразумевает, что все в нас взаимосвязано. Нравится нам это или нет, наш дух, душа, разум, эмоции и тело работают вместе.

Если тело не функционирует должным образом, то и ум. Если душе плохо — то плохо и телу. Всякий недуг влияет не только на организм в целом и его функции, но и на наши чувства.

Как известно, каждая клетка в нашем теле страдает или растет, получает жизнь или погибает, и это прямо или косвенно отражается на нашем самочувствии. И наоборот — когда в нашем разуме появляется какая-то мысль, наше тело следует за умом и производит соответствующие изменения.

Важность здоровья

Люди часто думают, что быть богатым и иметь много денег — это самое радостное событие в жизни. Но, что такое иметь деньги без здорового тела? Какая радость в том, чтобы иметь возможность купить самые вкусные блюда, но не в состоянии съесть их? Каковы ощущения, когда вы можете иметь свой собственный большой дом, но вы можете только сидеть там, в одной из комнат, переживая все время о болезни, которую имеете?

В поисках денег и славы многие из нас игнорируют ценнейшее богатство нашей жизни. Да, это ЗДОРОВЬЕ. Не напрасно, поэтому, говорят: в здоровом теле — здоровый дух.

Слишком часто мы принимаем наше здоровье как должное, и осознаем его значение только тогда, когда мы заболеваем или нам становится плохо. Быть счастливым означает, что у нас и здоровое тело и здоровый дух. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, а наши эмоции играют большую роль в определении состояния здоровья.

Как обрести здоровое тело

Наша душа не существует отдельно от тела (пока тело функционирует), поэтому нам нужно убедиться, что мы заботимся и о нашем теле, как и о нашей душе. Как лучшее программное обеспечение не будет работать должным образом в плохом оборудовании, так и разум не будет успешен в нездоровом теле.

Ваш жизненный тонус и уровень энергии зависят от того, как вы относитесь к вашему телу. Ваше тело находится под влиянием:

  • пищи, которую вы едите,
  • жидкости, которую вы пьете,
  • и физической активности (что вы делаете).

Все это в свою очередь влияет на уровень счастья, что у вас есть в жизни… По крайней мере, иметь здоровое тело — это предпосылка для счастливой жизни.

Правильно питайтесь

Пищу для вашего тела желательно выбирать питательную, насыщенную витаминами и минералами. Очень важно иметь в рационе цельные зерна, овощи, бобовые, курицу и рыбу.

Пить важно чистую воду и здоровые напитки, такие как натуральные соки и чаи. Рекомендуется отказаться от употребления искусственно подслащенных напитков: газированных или напитков с кофеином.

Регулярно упражняйтесь

Важно обеспечить своему телу достаточную физическую активность и найти для этого любимые занятия — те, которые являются «правильными» для вас. Вы можете записаться в тренажерный зал в вашем районе или вы можете ходить пешком, например, в парке, или же вы можете пойти в танцевальный класс. Приятно заниматься физической активностью вместе с кем-то еще, чтобы вы могли мотивировать друг друга.

Вы можете значительно повысить вашу уверенность в себе вследствие регулярных занятий спортом. Ваша самооценка будет на более высоком уровне после тренировок. К тому же, тренированное тело поможет вам справиться с многочисленными стрессами в нашей скоростной жизни.

Ставя себе цели по упражнениям и имея решимость добиться их — этим вы тренируете и свой ум, привнося новые способы мышления. Если вы хотите иметь здоровое и подтянутое тело, это предполагает определенный уровень дисциплины и концентрированных усилий. Они являются хорошими качествами во многих областях вашей жизни, и помогут в работе и делах.

У вас появится больше уверенности в том, что вы можете достичь целей, продвинуться по службе и решить другие жизненные проблемы. Находиться в лучшей физической форме означает, что у вас есть возможность сделать много вещей, даже без особой мотивации вашего ума.

Исследования показали, что регулярные упражнения могут привести к улучшению функций мозга. Люди работают лучше в умственном плане, если они регулярно занимаются интенсивной деятельностью, такой как спорт, бег, плавание или тренировка в тренажерном зале.

Широко признано, что в здоровом теле — здоровый дух. Убедитесь, что вы заботитесь о своем теле, получаете достаточно сна ночью, правильно питаетесь, избегаете алкоголя, табака и других наркотиков, а также занимаетесь физической культурой. Это является основными шагами для вашего благополучия, здоровья вашего ума и тела.

Влияние эмоций на наше тело

Каждое изменение в мыслях передается физическому телу через активность нервной системы. Эта деятельность в нервных клетках вызывает многочисленные электрические и химические изменения. Состояние ума является отправной точкой для многих физических реакций.

Если ум думает о падении с высоты, тело сразу готовит себя, показывая внешние признаки. Страх, беспокойство, печаль, бодрость, веселье, гнев — все эти эмоции и впечатления отражаются на теле и лице человека.

Например, когда спокойное состояние ума нарушается, наше мышление становится несколько искаженным. Это происходит зачастую из-за химического дисбаланса в одной определенной части тела или общего дисбаланса организма в целом.

Исследования показывают, что отрицательные эмоции подавляют иммунную функцию. Постоянный стресс истощает ресурсы тела и способность человека к адаптации. Ослабевают функции выживания и, наконец, человек заболевает. Здоровый же разум уменьшает напряжение гормонов и сохраняет психическое состояние. Позитивное мышление ведет к здоровью и успешному исходу любых ситуаций и действий.

Источник

В здоровом теле здоровый дух?

Наивную веру в наличие связи между физическим здоровьем и духовным безжалостно обсмеял поэт Игорь Иртеньев: «В здоровом теле здоровый дух. На самом деле — одно из двух». Но все равно принято думать, что если тело здорово, то и дух в нем здоров. И наоборот: здоровый дух не может обитать в нездоровом теле. Выходит, физически здоровые люди неизменно должны обладать здоровым духом, а здоровые духовно — не страдать от физических заболеваний. К сожалению, жизнь то и дело опровергает такую логику. Обсудим тему с клириком храма Христа Спасителя, протоиереем Андреем Овчинниковым.

Я веду здоровый образ жизни

— Вы, я знаю, закончили институт физкультуры по специальности «плавание и водное поло». Сейчас в свободное от церковной службы время кого-нибудь тренируете?

— Нет, я ушел от педагогической деятельности почти двадцать пять лет назад. А работал учителем физкультуры в православной гимназии. Дело в том, что на третьем курсе института я принял крещение. К окончанию института у меня созрело желание совместить мою профессиональную деятельность с православием. Мы жили в Ясенево, и через дорогу от нашего дома открылась первая в Москве православная гимназия «Радонеж», где требовался учитель физкультуры. И я получил туда распределение. Это было тогда не так-то просто. Но руководство института пошло мне навстречу, и после окончания учебы я год работал там учителем физкультуры. Условия для занятий были не очень хорошие — ни спортивного зала, ни инвентаря. Но дети все равно были довольны. А по специальности я не работал, хотя имею квалификацию тренера.

— Спортом сейчас занимаетесь?

— Нет. Просто веду здоровый образ жизни. В храме у меня есть велосипед. После нашей беседы я планирую совершить на нем часовую прогулку. Есть очень приятный круг протяженностью в двадцать километров — от храма Христа Спасителя до Киевского вокзала, вдоль Парка Горького, по набережной Москва-реки.

— Вы ставите перед собой задачу — регулярно проезжать на велосипеде по двадцать километров?

— Такой задачи я не ставлю, просто катаюсь в свое удовольствие.

Лишние килограммы располневшего батюшки вряд ли способствуют успеху проповеди

— По вашим наблюдениям, многие ли священнослужители ведут здоровый образ жизни?

— К сожалению, немногие. Почему-то в духовном сословии не принято говорить о занятиях спортом, физкультурой. Хотя когда я учился в институте, профессора внушали нам, что физическая культура — часть общей культуры человека. Я не вижу противоречий между христианством и здоровым образом жизни. Одно другому не противопоказано. Для иллюстрации этой мысли не будем брать спорт, у него другие цели и задачи, возьмем именно физическую культуру, где кроме движения присутствует еще правильное питание, закаливание, гигиена.

— Вы себя в чем-то ограничиваете? В еде, например?

— Наша христианская жизнь, особенно жизнь священнослужителя, много чем регламентируется. В том числе постами. У нас из трехсот шестидесяти пяти дней в году около двухсот постных. Естественно, я как священник все посты соблюдаю. Не скажу, что строго по монашескому уставу, но как могу пощусь. Здоровое питание должно стать нормой жизни любого человека. Страсть к пресыщению, чревоугодию — наша серьезная проблема.

— Всеобщая или внутрицерковная?

— В том числе и внутрицерковная. Наш Патриарх на одном из собраний московского духовенства говорил о таком печальном явлении, как тучные священники. Почему я продолжаю вести здоровый образ жизни? Потому что священник совершает служение, которое связано с большими нагрузками — и психическими, и физическими. И если не заниматься своим здоровьем, то сойдешь с этого служения как больной, расслабленный человек. К сожалению, подчас так и бывает. Ну, и странно выглядит батюшка, проповедующий аскезу и при этом носящий на себе пятьдесят-семьдесят килограммов лишнего веса. Эти лишние килограммы вряд ли способствуют успеху проповеди.

— Среди священников есть мастера спорта?

— Думаю, что есть. Я знал одного такого. К сожалению, он почивший уже. Он был ватерполист, мастер спорта международного класса. Играл в команде МГУ и подавал большие надежды. Потом ушел служить церкви, принял монашество и оставил спортивную карьеру. Я читал, что есть священники, которые выступают в тяжелой атлетике, участвуют в соревнованиях. Священником является, например, известный путешественник Федор Конюхов. Он протоиерей и, кажется, заслуженный мастер спорта по парусному спорту. Я сам перворазрядник по водному поло и плаванию. Был у меня разряд и по альпинизму, по лыжам, но на этом я остановился, дальше не пошел.

Тело — это слуга души

— Перейдем к выражению «в здоровом теле здоровый дух». Это вырванное из контекста и донельзя упрощенное изречение Ювенала: Оrandum est, ut sit mens sana in corpore sano — «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». По Ювеналу, нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается, и здесь только на Божью помощь приходится уповать. То есть здоровое тело никому автоматически не гарантирует духовного здоровья.

— Да. Если мы обратимся к христианской жизни, то увидим, что некоторые святые, у которых был здоровый дух, несли крест болезни. Но многие угодники Божьи были и здоровыми. Пример тому — святитель Феофан Затворник, который взял на себя подвиг затвора, двадцать восемь лет провел в одном монастыре, практически не выходя из кельи. Он прожил почти восемьдесят, но вряд ли потому так много, что занимался гимнастикой. Никогда не было прямой связи между христианским подвигом и физическими упражнениями. Поэтому изречение Ювенала нельзя воспринимать как абсолютную истину. Здоровое тело не гарантирует наличия в этом теле здорового духа.

— К телесному здоровью стоит стремиться уже ради него самого, разве нет?

— Видите ли, для людей, живущих вне церкви, земная жизнь представляет высшую ценность. Если ты в этой жизни хочешь чего-то достичь, то тело для тебя один из главных объектов заботы. Посмотрите, сколько людей, особенно молодых, совершают утренние пробежки, посещают тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны. Так вот, люди, которые чрезмерно заботятся о своем теле, как правило, живут ущербной духовной жизнью. Тогда как христианство основное внимание уделяет именно жизни души и духа как высшей силы. Тело — это слуга души. Некоторые святые отцы сравнивали тело с осликом, на котором человек едет по дороге. Ослик должен быть послушным, выносливым, его нужно кормить, но не перекармливать. Потому что если его перекормить, он ляжет и уснет. А если, наоборот, он не получит порцию овса, у него подкосятся ноги, и он от бессилия упадет на дорогу. Примерно так мы и должны относиться к своему телу. Тело — это не злое начало, это помощник, это соработник нашей души. Многие добрые дела мы совершаем именно через тело. Поэтому христианство не отождествляет тело с чем-то греховным или уродливым, нет, о теле говорится как о доме души, требующем заботы. Да, в древние времена святые могли безропотно нести крест болезни. Но сегодня больной священник уже просто не сможет служить. Церкви нужен священник здоровый, крепкий, который не будет опаздывать на службы и сможет совершать те труды, которые на него возлагаются. Тем более в наше время. Тем более в таком большом городе, как Москва.

Если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным

— Вы полагаете, что чрезмерное внимание к телу губительно для души. Но даже в православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, проводятся спортивные состязания. Да вы сами только что сказали, что священник должен быть физически крепок, вынослив.

— Сейчас проясню свою мысль. Тот, кто занимается спортом, он же всегда к физическим нагрузкам добавляет заботу о внешности, красивую одежду, правильное питание и тому подобное. Представляете, какой большой процент времени, сил, средств человек тратит именно на это. Он создает из тела культ. А культ тела христианством осуждается. Никто не говорит, что о теле не нужно заботиться. Нужно. Но в меру. В любом православном учебном заведении, кроме учебы, есть послушание, богослужение. И все равно выделяется время для занятий физкультурой. Не в ущерб духовному воспитанию, конечно. Я убежден, что если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным. Сейчас есть три серьезные опасности — компьютер, вкусная еда и алкоголь. Человек разгружается, расслабляется с помощью этих трех средств — алкоголя, еды и компьютера. Редко кто берет книгу, редко кто идет на тренировку и редко кто посещает места, где действительно душа отдыхает. Я против еды, алкоголя и компьютера как антидепрессантов.

— Помогает ли спорт, на ваш взгляд, духовному развитию человека?

— Прямой связи здесь нет. На духовный рост человека влияет правильная, аскетическая жизнь. В христианстве эта культура — культура аскетической жизни — разрабатывалась веками и доведена до совершенства. Спорт нужен в городе. А в сельских храмах, сельских монастырях его заменяет правильная, аскетическая практика, когда нужно косить сено, пасти скотину, поливать огород, работать в трапезной, просфорне, решать хозяйственные, строительные, бытовые проблемы, да еще совершать поклоны, соблюдать посты. Там, наверное, спорт и не нужен.

Здоровый дух дает силу слабому телу

— Можно ли сказать, что здоровый дух оздоравливает тело?

— Думаю, да. Дух обладает колоссальной энергией. Потому что наш дух связан с духом Божьим. Если здоровый дух действительно с Богом соединился, то и тело подтягивается к нему. Дух способен тело — слабое, немощное, больное, старческое — наполнить необыкновенной силой. И мы знаем такие примеры. Почему великие подвиги совершали на войне люди, подчас вроде бы немощные? Потому что дух был на высоте. Взять хотя бы наше богослужение. Какая-нибудь бабушка стоит три часа на одном месте, как свечка, а двадцатилетний парень, пришедший из спортзала, потопчется минут пятнадцать и говорит: ой, больше не могу, спина болит, ноги ноют. Здоровый дух дает силу слабому телу, а отсутствие духа способно ослабить любого физически крепкого человека.

— Можно ли победить болезнь силой духа?

— Болезнь дается Богом, здесь все в Его власти. Если болезнь нам для душеспасения полезна, то Бог нам ее оставит. Любя нас, Бог дает нам болезни. Это трудно понять и принять, но это так. Дело в том, что у Бога другие цели. Они отличны от наших. Нам хочется выздороветь и больше ничего. А Богу нужно, чтобы мы достигли вечной жизни. Иногда болезнь останавливает человека на пути греха. Больной человек много чего уже не в состоянии совершить. Но отними у него болезнь — и может начаться блуд, воровство.

Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх

— Некоторые спортсмены перед выходом на старт или за минуту до начала матча молятся о победе. Как вы к этому относитесь?

— Я бы им советовал прийти в храм и помолиться в уединении, вдали от посторонних глаз. Никому не нужно их показное моление.

— В США проводились исследования. Оказалось, двадцать пять процентов американцев считают, что исход спортивного состязания решает не человек, а Бог. Кроме того, большинство американцев уверены, что если спортсмен верит в Бога, то у него больше шансов на победу. Что вы на это скажете?

— Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх или в чемпионатах. Последнее не входит в Его промыслы. Но я не хочу, чтобы мое слово отталкивало кого-то от спортивных занятий. А с другой стороны, мне как священнику было бы неловко выглядеть слишком усердным пропагандистом физкультуры и спорта. Физкультура и спорт, они лишь наши помощники в достижении самой главной, самой высокой цели — спасении души.

Протоиерей Андрей Овчинников — клирик Кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Родился в Москве. После окончания средней школы в 1987 году поступил учиться в Государственный центральный институт физической культуры. После окончания первого курса был призван в армию. Службу проходил в Воздушно-десантных войсках. В 1992 году окончил институт по специальности «тренер-преподаватель по водному поло». С ноября 1991 года стал работать педагогом в православной гимназии «Радонеж». Педагогическую работу совмещал с послушанием алтарника в храме Вознесения Господня (Малого Вознесения) г.Москвы. В 1993 году поступил учиться в Московскую духовную семинарию. В 1996 году зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Тема диссертации: «Пастырское служение протоиерея Валентина Амфитеатрова». После окончания академии был назначен штатным священником Кафедрального соборного храма Христа Спасителя по совместительству с преподавательской работой в Николо-Угрешской семинарии. Является членом Дисциплинарной комиссии г. Москвы. В храме Христа Спасителя руководит взрослой группой воскресной школы. Женат, имеет 7 детей.

Источник

Оцените статью