Значение физической культуры для здоровья студентов

Значение физической культуры для здоровья студентов

Ключевые слова: СПОРТ; ЖИЗНЬ; ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; СТУДЕНЧЕСТВО; АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; SPORTS; LIFE; PHYSICAL CULTURE; STUDENTS; ACTIVE LIFESTYLE.

Физическая культура — это часть культуры, которая направлена на укрепление и поддержание здоровья, а также на развитие психофизиологических способностей человека, путем выполнения различных физических упражнений.

Занятие физкультурой имеет такую способность как воздействие на нужные стороны индивида, которые приобретены с рождения либо получены в виде задатков. Физическую культуру стоит рассматривать как неотъемлемой частью общества и личности, результаты которой полезны не только для всего человеческого организма в целом, но оказывает положительное влияние в таких сферах как: образования, трудовой деятельности, социальной жизни, повседневного быта. [1].

По общему правилу физическая подготовка представляет собой освоение совершенствования физических качеств личности [2].

Занятия физической культурой укрепляет организм человека, способствуя укреплению иммунитета. Физкультура в учебных заведениях проводится у студентов на протяжении всего периода обучения. Как раз таки в этом возрасте создаются и закладываются основы здорового образа жизни. Помимо этого в период обучения студенты подвергаются огромной нагрузке, что неблаготворно сказывается на физическом и психическом здоровье. Все это может негативно повлиять на процесс формирования личности студента, так как именно в этот период он обучается в университете или другом учебном заведение. Все, это можно избежать, если студент во время обучения будет заниматься спортом, тем самым укрепляя свой организм.

Читайте также:  Тема общешкольного родительского собрания по здоровью

Побуждение к занятиям физической культурой должно закладываться с ранних лет, так как именно родители и педагоги объясняют и говорят ребенку о полезности физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. Процесс занятия физической культурой несовершеннолетних в обязательном порядке согласно нормативам и стандартам курируются опытными тренерами и педагогами (учителями в школе, профессиональными различных секций и спортивных школ.)

Физическая культура выражается в 3-х основных аспектах: в первую очередь она нацелена на возможность саморазвития личности, во-вторых, является основой самовыражения личности, в-третьих, отражает творческую сторону личности в сфере реализации физическо–спортивной профессиональной деятельности [1].

Когда человек занимается физической подготовкой, у него повышается трудоспособность к различным видам деятельности, помимо этого, снижается быстрая утомляемость.

В одном институте был проведен анализ на уровень профессиональности обучения студента. Исследование оценивалось в баллах от 2 до 5 и включал в себя такие критерии, как: физическое развитие, успешное обучение в институте, профессиональные и физические навыки, на сколько устойчив студент во временной потере трудоспособности (отсутствие на занятиях и болезни). Проанализировав данные эксперимента, выяснилось, более высокий балл (26-29) и средний балл (16-20) не смогли получить учащиеся с низкой физической подготовленностью. Так же выяснилось, что высокий балл за производственную практику смогли получить те учащиеся, которые имели средний балл по теоретическим знаниям, а также смогли получить более высокие баллы за физическую подготовленностью, по сравнению с теми студентами, кто смог достигнуть высоких баллов по теоретическому курсу [3].

Тем самым можно сделать вывод, что уровень физической подготовки может значительно повлиять на умственную работоспособность человека.

В заключении можно сделать вывод о значимости физической культуры и спорта в жизни студента, ведь очень важно в течении процесса обучения в вузе, и после его окончания, понять роль физической активности в своей жизни. И немаловажно если студент, сможет это понять как можно раньше для того, чтобы начать вести здоровый образ жизни. Ведь в процессе физической активности осуществлять воздействие на организм человека, тем самым увеличивается трудовая и умственная работоспособность.

Источник

Значение занятий физической культурой для здоровья студентов

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 10.05.2019 2019-05-10

Статья просмотрена: 3012 раз

Библиографическое описание:

Слепченко, А. Л. Значение занятий физической культурой для здоровья студентов / А. Л. Слепченко, Р. К. Краснов, В. В. Вольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58798/ (дата обращения: 09.06.2021).

В данной статье рассматриваются распространенные среди студентов проблемы, связанные со здоровьем. Предлагаются регулярные занятия физической культурой как способ улучшения здоровья студентов, изучается их влияние на студентов и их значение в учебном процессе.

Ключевые слова: физическая подготовка студентов, физическая культура, проблемы со здоровьем у студентов, мотивация.

Роль физической подготовки для человека трудно переоценить. Занятия спортом и физические нагрузки являются необходимыми элементами нормальной жизни здорового человека. При этом они влияют не только на физическое, но и на психологическое состояние, делают человека энергичным, уверенным в себе, дисциплинированным. Общеизвестным фактом является то, что регулярные физические упражнения положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, способствуют укреплению мускулов, исправлению осанки и нормализации веса, укрепляют кости и придают гибкость суставам и связкам. Человек, занимающийся спортом менее подвержен различным заболеваниям и более устойчив к стрессовым ситуациям и психологически стабилен.

Но на данный момент в нашей стране остро встаёт проблема пониженного внимания к физическому здоровью и занятиям спортом. И, как следствие, ухудшение здоровья населения. Особенно актуальна данная проблема среди молодёжи, а именно — студентов. «Об этом свидетельствует обращение молодого поколения в различные здравоохранительные органы с сердечно-сосудистыми, инфекционными и другими хроническими заболеваниями, которые являются причинами отстранения молодёжи от здорового образа жизни и спорта. Студенты, особенно на начальном этапе обучения в образовательных учреждениях, являются легкоуязвимыми для приобретения различных дисфункций организма, так как сталкиваются с различными проблемами в учёбе, адаптации» [1]. Поступление в высшее учебное заведение для студентов часто связано со сменой места проживания, режима дня и питания, с изменениями условий работы и отдыха, что может нанести значительный урон психологическому и физическому состоянию студента.

Помимо этого, нервная система студента постоянно подрывается стрессовыми ситуациями, связанными с зачётами, курсовыми проектами и экзаменами. Также, исследования отмечают значительный рост количества курящих и употребляющих алкоголь студентов. Вкупе с вышеописанными проблемами, это может нанести сокрушительный удар, в первую очередь, по нервной системе и подорвать психологическое здоровье. Студенты, постоянно находящиеся в стрессовом состоянии, теряют мотивацию к занятиям физическим спортом и двигательными нагрузками. Немалое влияние на здоровье студентов оказывают постоянные проблемы с режимом дня и питанием. Зачастую, студенты совмещают обучение с подработкой в вечернее и ночное время, в ущерб своему режиму дня. Недостаток времени и сил на приготовления пищи влечёт за собой повышенное потребление полуфабрикатов и фастфуда, насыщенных животными жирами и сахарами и канцерогенами.

Борьба с этими проблемами кроется в одном решении — занятии физической культурой, которая является неотъемлемой частью обучения в образовательных учреждениях. Спорт и физическая культура — нормальная и здоровая жизнь, которая открывает безграничные возможности для воплощения сил и талантов в жизнь, а не просто здоровый образ жизни. Но, к сожалению, не вся студенческая молодежь понимает пользу этих занятий. Для наилучшего понимания пользы физической культуры и наилучшего достижения спортивных результатов необходимо сформировать ряд мотиваций, так как не каждый человек может заставить себя заниматься спортом самостоятельно. Потребность в движении, потребность в физическом совершенствовании, необходимость в сохранении и укреплении здоровья являются основными причинами для активных занятий физической культурой. Важно, чтобы студенты осознавали всю значимость занятий спортом, во время которых формируются здоровый образ жизни и способность искоренить ряд физиологических нарушений, которые связаны с дисфункциями сердечно-сосудистой и других систем.

С помощью физической культуры и спорта создаётся гармоничная развитая личность. Они помогают мобилизовать все ресурсы организма для достижения высокой цели, повышают умственную работоспособность и настроение. Это происходит за счёт активизации работы центральной нервной системы, кислородного обмена, усиления кровоснабжения головного мозга и повышения количества адреналина и норадреналина в крови. Исследования показывают, что люди, физически активные, намного легче переносят стрессовые нагрузки, а люди, не занимающиеся спортом, быстрее устают, у них быстрее снижается концентрация внимания и продуктивность. Для студента это может быть решающим фактором, так как напрямую связано со стрессовой учебной деятельностью. Физически натренированные студенты более подготовлены к стрессовым ситуациям, в которых необходимо задействовать значительные умственные ресурсы, например, экзаменам и зачётам.

Физические упражнения и спорт способствуют развитию и укреплению дисциплины, повышают чувство ответственности, помогают развивать настойчивость и целеустремленность. Доказано, что физически здоровые студенты чаще становятся лидерами и добиваются успеха, как в учебной деятельности, так и в остальных аспектах жизни. Занятия физической культурой приучают к дисциплине, строгому режиму дня и привычке распланировать своё время и идти к чётко намеченной цели. Здоровый студент — это человек, ценящий себя и понимающий, чего он хочет добиться. Занятия физической культурой являются неотъемлемой частью образовательной программы и направлены на получение студентами навыков самостоятельной организации спортивного досуга и использования своего физического потенциала. Немалую роль в этих занятиях играет мотивация. Если студент мотивирован к занятиям физическими упражнениями, то они только укрепят его волевые качества. Часто хорошей мотивацией может являться результат. Желание достигнуть желаемого результата, развиваться, становиться здоровее, сильнее, красивее, воспитывает в студентах, занимающихся спортом, самоконтроль и настойчивость.

Также, занятия спортом положительно сказываются на функциональном состоянии дыхательной системы, кровообращении и иммунитете. Регулярные занятия физической культурой являются отличной профилактикой таких заболеваний, как гипертония, ишемическая болезнь сердца, ожирение. Как показывают исследования, более половины студентов имеют какие-либо хронические заболевания и их количество увеличивается из года в год. Занятия спортом в данном случае оказываются одним из самых эффективных «лекарств» против хронических заболеваний разных органов и систем. Достаточно актуальна на данный момент проблема увеличения числа студентов с остеохондрозом и артрозом по причине малоподвижного и сидячего образа жизни современного студента. Регулярные упорные занятия физической культурой помогают избавиться от этих проблем.

Делая вывод, можно сказать, что занятия физической культурой могут оказать огромное влияние на здоровье студента, улучшить его физические и психологические качества. Но, к сожалению, на данный момент существует проблема мотивации студентов к таким занятиям. Причинами являются неорганизованность, лень, нехватка времени, сил, желания, плохая организация учебного процесса по дисциплине физическая культура. С каждым годом здоровье молодого поколения нашей страны заметно ухудшается, некоторые старческие болезни всё чаще и чаще проявляются уже и у студентов. Поэтому необходимо грамотно подходить к организации физического воспитания студентов и их мотивации. Одним из примеров мотивации можно назвать сдачу норм ГТО, которые дают студентам дополнительные бонусы при обучении и поступлении. Нормы ГТО направлены на улучшение физической подготовки студенческой молодежи и укрепление здоровья. Другими способами мотивации могут быть введение творческой составляющей в процесс занятий, использование игрового и соревновательного методов при организации тренировок, разнообразие секций по отдельным видам спорта.

Как мы видим, занятия физической культурой требуют грамотной и тщательной организации и являются важнейшим аспектом обучения будущих специалистов в высших образовательных учреждениях.

  1. Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 6(36).
  2. Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2007, № 4, с. 197–202.
  3. Ермакова Е. Г. Значение физической культуры и спорта в жизни студента // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5, part 1, с. 43–44.
  4. Фильчаков С. А., Чернышева И. В., Шлемова М. В. Актуальные проблемы здоровья студентов // Успехи современного естествознания. -2013.- № 10 — с. 192.

Источник

Роль физической культуры в жизни студента

педагогические науки

  • Мифтахов Алмаз Фаридович , старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал)
  • Похожие материалы

    Сегодня в современном и быстроразвивающемся обществе нельзя подвергать сомнению значение такой ценности, как физическая культура. Её значение в процессе формирования личности очень велико. Не зря существует поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух». Однако, в настоящее время появляются различные факторы, препятствующие образованию интереса среди молодёжи в плане физического совершенства. Например, незаинтересованность самого учителя в повышении уровня физического развития обучающихся или отсутствие должных условий в спортзалах.

    Эта проблема особенно актуальна для студентов колледжей, институтов и университетов, так как именно в этот период нужно обязательно способствовать созданию мотивации и потребности в занятиях физической культуры и создавать при этом физкультурную грамотность каждого обучающегося. Значимость занятий физической культурой вытекает из осознания молодёжи важности её роли в жизни каждой личности. Стоит отметить, что чем раньше придёт это осознание, тем раньше человек начнёт вести здоровый образ жизни.

    Предмет «Физическая культура» является важной частью высшего образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает физическую культуру студентов как качественную меру воздействия на личность и как самостоятельный вид деятельности в социальном пространстве. Немаловажным является также то, что данный закон учитывает образовательные приоритеты предмета «Физическая культура». Данный предмет повышает общую работоспособность и энергичность студентов, помогает при выполнении различных задач делать всё быстрее и в большем объёме, а также прививает любовь и вырабатывает привычку к здоровому образу жизни.

    Так как физическая подготовленность и здоровье студентов — это важнейший компонент здоровья физического потенциала страны, то одной из основных задач физической культуры является укрепление и сохранение здоровья. Данная задача решается с помощью инновационных технологий в физической культуре и постоянной двигательной активности. Ещё одной задачей физической культуры является применение полученных знаний не только в сфере, связанной со спортом, но и в другой деятельности, которой могут заниматься студенты. Например, составление режима труда и отдыха. Не стоит также забывать, что занятия физической культурой тесно взаимосвязаны с повышением уровня умственных способностей. На студентов оказывают огромное психологическое влияние нынешние учебные программы, поэтому и важно студентам вузов иметь высокую физическую подготовленность, которая помогает им справляться с напряжением и обеспечивает мозговую активность в течении всего учебного процесса. Физическая культура помогает также формировать не только внешний привлекательный вид тела, но и внутренний мир или внутренний стержень человека, определяющийся морально-волевыми качествами личности. На занятиях физической культуры у студентов развивается и укрепляется дисциплина, настойчивость, целеустремленность, повышается чувство ответственности за свои поступки и поведение.

    Студенты, занимающиеся спортом постоянно и систематично, отмечают, что они становятся намного увереннее в себе, пропадает страх перед какими-либо препятствиями на пути к своей цели, они постоянно в тонусе, их иммунитет повышается. Они более стрессоустойчивы, всегда оптимистичны и легко иду на контакт. Как правило, студенты, постоянно посещающие пары физической культуры или просто занимающиеся спортом, являются лидерами в группе, потому что данный предмет привил им такие черты характера как настойчивость, собранность, решительность и ответственность. Также они отличаются самоконтролем и изобретательностью.

    Подводя итог данной статьи, можно сделать вывод, что роль физической культуры в жизни каждого из нас невероятно высока. Каждый человек мечтает прожить свою жизнь как можно дольше, лучше и успешнее. Продолжительность и качество нашей жизни зависит от нашего физического и умственного развития. Физическая культура — это не только о спорте, но и об общих качествах личности. Развивая наше тело, мы одновременно развиваем и наш дух. И то, и другое очень тесно связано со здоровьем. И как бы стереотипно это не звучало, но здоровье — это одна из наивысших ценностей человека. Поэтому для студентов очень важно поддерживать своё здоровье и иммунитет, занимаясь физической культурой.

    Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источник

Оцените статью